[room] теорзаг

Mykola S. Grechukh =?iso-8859-1?q?nick=2Egrechukh_=CE=C1_gmail=2Ecom?=
Вт Янв 6 17:33:41 MSK 2009

2009/1/5 Michael Shigorin <>:

> При чём тут "забанили"?!  То скорее "мужики, совесть имейте".

> Для меня -- работает; в том смысле, что объясняет происходящее
> внутренне непротиворечивым образом (как там -- "последовательно").

Миша, внутренняя непротиворечивость только в математике работает. Там
все объекты - абстрактные, придуманные в самой теории.

а тут верифицируемости и предсказательной силы недостаточно.

во-первых, модернизированная система Птолемея с гирляндами эпициклов
тоже позволяет довольно точно предсказывать наблюдаемое движение
планет, только гелиоцентрическая система с эллиптоидными орбитами -
_проще_.

во-вторых, для любой теории существует бесконечное множество теорий
включающих в себя её как частный случай, и каждая из них способна
объяснить все наблюдаемые явления. Но мы из них выбираем наиболее
простую. Это бритва Оккама.

в-третьих, некоторые из "усложнённых" теорий действительно могут
заслуживать рассмотрения и даже оказаться более "правильными". Для
этого они не только должны предсказать нечто верифицируемое, но ещё
должны быть принципиально опровержимыми. Это предложенный Поппером
принцип фальсифицируемости. Теория должна делить множество мыслимых
фактов на возможные и невозможные. Теорзаг способна объяснить вообще
любое мыслимое событие, а значит предсказывать - выбирать только
*вероятные* из всех мыслимых событий - не может.