[room] ленин

Aleksey Avdeev solo на solin.spb.ru
Ср Апр 15 13:45:27 MSD 2009

Mikhail A. Pokidko пишет:
>  Это искусственно созданная неграмотным родителем трагедия. Зачем тупо
> говорить, что учитель лжёт? Вы не в состоянии предложить ребенку
> целостную непротиворечивую картину мира, включающую религию?

   Проблема в том, что в моей целостной картине мира (ту которою я могу
передать своим детям) религия выполняет весьма утилитарную и не слишком
приглядную функцию. (И, не удивлюсь, что я весьма предвзят в данном
вопросе.)

   Я могу начать объяснять всё это ребёнку. Но там основной императив
"смотри сам и думай: не всё сказанное правда, хотя говорящий в свои
слова и верит". И здесь будет несколько подводных камней:

1. До определённого возраста дети воспринимают мир достаточно
ограничено. В частности, деление на чёрное и белое им понятно, полутона
же -- нет. И то, что одновременно правы могут быть одновременно оба
оппонента -- ему непонятно тоже. (Сам концепт, непонятен.) => Всё ему
сказанное он упрощает до понятного ему уровня.

2. Всё что закладывается в детском возрасте даёт о себе знать всю жизнь.
Я не хочу заранее отсекать своему ребёнку возможность стать религиозным
человеком. Но если я решу, что на неокрепшие детские мозги начали капать
религией -- я начну за их (эти мозги) борьбу. И очевидный, для меня,
исход этой борьбы -- прививка против религии, которая будет давать о
себе знать и в более старшем возрасте. (Типа той, которая есть у меня.)

>  А вот если Вы до зубовного скрипа готовы сражаться против религии
> просто потому что Вы её не перевариваете и подозреваете во всех грехах
> - так это совершенно другое дело.

   Я буду сражаться, если меня вынудят. Но как результат такого сражения
-- весь этот мой настрой будет передан ребёнку. А я не хочу это делать.
Но и стоять в стороне, если начнётся борьба за детский мозг -- не смогу.

>  Я в детстве научился читать очень рано, благодаря чему книжек осилил
> неимоверное множество для того возраста книжек, и, верите, коллапса
> разума у меня не случилось от якобы противоречия светского и
> христианского описаний мира и трагедий я не переживал.
>  Если приучить ребенка, что существует лишь одна "правильная" точка
> зрения, трагедия обязательно произойдёт, когда ребенок столкнётся с
> очевидным противоречием данного описания.

   Согласен полностью. Но проблема в том, что до определённого возраста
для ребёнка действительно существует только лишь одна "правильная" точка
зрения (повторюсь: это нормальный этап роста). И если борьба за мозг
начнётся в этот период -- то вторую точку зрения он полностью не увидит
даже став взрослым: слишком много детских штампов будет глубоко
вплавлено в личность...

--

С уважением. Алексей.