[room] о языках

Сб Сен 9 00:38:02 MSD 2006

On 9/9/06, Leschinsky Oleg <helge на leschinsky.in.ua> wrote:

> Evening, Aleksey Novodvorsky.
>
> Aleksey Novodvorsky 15:59 6/9/2006 wrote:
>
>  AN> Мне каждый раз плохеет, когда я наблюдаю украинские дискуссии о языке.
>  AN> Скажите, а есть ли у кого-нибудь из вас, коллеги, принципиальные
>  AN> возражения против двуязычия по образцу Финляндии? Не думаю, что это
>  AN> двуязычие подчинило страну Швеции.
>
> Самый главный вопрос: кто будет платить (за постоянный перевод всего в обе
> стороны)?

Здесь ответ простой: государство. Чтобы не заморачивать Финляндией,
приведу пример России. В ст. 6 Закона об информатизации сказано:
---------
 5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны
обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке
и государственном языке соответствующей республики в составе
Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой
информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
----------

> Второй главный вопрос: зачем?
>
> И так все граждане знают украинский.

Это действительно так? Здесь приводились другие примеры, даже про министров.

> "Для получения гражданства Украины необходимо владеть государственным
> языком в объеме, достаточным для общения" (перевод фразы, висящей на стене
> в паспортном столе).

Является ли незнание языка причиной для лишения гражданства? Это
противоречило бы ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.

> И вообще, все эти дискуссии ведуться между людьми, знающими
> русский-украинский и людьми знающими только русский. Но тут вспоминается
> "кого волнуют проблемы негров в Африке?".

Извините, но хоть, увы, не знаю украинский, -- меня волнуют. На
основании основополагающих документов ОБСЕ (начиная с хельсинского
акта) -- имею на это полное право.

Rgrds, Алексей