[room] Оруэлл о чём-то своём

Пн Мар 27 14:35:50 MSD 2006

On 3/27/06, Michael Shigorin <mike на osdn.org.ua> wrote:

> М-да.  Если перевод корректен, то эссе действительно странное,
> хотя и не полностью бестолковое.
>
> 2 aen: а что бы Вы назвали _противоположным_ тому, о чём
> он пишет -- патриотизм?  Космополитические воззрения?
> Или всё-таки ту самую терпимость в хорошем смысле слова?

Ключеове место у Оруэлла в самом начале:
" Во-вторых, - и это куда важнее - я имею в виду привычку человека
отождествлять самого себя с одной-единственной нацией или какой-либо
другой группой и ставить ее выше добра и зла, не признавая за собой
никакого иного долга, кроме служения ее интересам. Национализм не
следует путать с патриотизмом. Оба этих слова обычно употребляются
настолько неопределенно, что любые их толкования будут оспаривать;
нельзя, однако, смешивать эти понятия, поскольку в основе их лежат две
разные и даже исключающие одна другую идеи. Под 'патриотизмом' я
понимаю приверженность человека к определенному месту и определенному
образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет
желания навязать их силой другим людям. Патриотизм, по самой природе
своей, имеет оборонительный характер как в военном, так и в культурном
отношении. Национализм же, напротив, неотделим от стремления к власти.
Каждый националист неизменно стремится достичь все большей власти и
большего престижа, но не для себя, а для нации или иной группы, в
которой он решил растворить собственную индивидуальность."

Извините за длинную цитату, но вся остальная часть эссе -- ее
расшифровка и примеры. С этой цитатой я согласен полностью,
национализм по Оруэллу мне отвратителен.
Можно называть описываемое ялвение стайностью или как-то иначе, суть
при этом не меняется. Противоположное --  самостоятельность мышления,
личная оценка, личная ответственность.
Когда я говорю, что плюю на мнение общественности, то это значит, что
я гораздо большее внимание уделяю личным мнениям, -- Вашему, ziga, --
любому. А на мнение высказанное от имени общественности, -- да,
начхать.
Можно назвать эту позицию индивидуализмом, но не эгоцентризмом (я при
этом не свободен и от последнего, но оцениваю его негативно).

Обсуждать примеры Оруэлла я сейчас не хочу. Остальная часть статьи, --
тест читателя на национализм (в оруэлловском опредлении). Его крайне
сложно пройти успешно, но это повод задуматься -- самому.

Rgrds, Алексей