[Homeros] Равный доступ, гугледокументы и не надо делать выбор! (was: о emacspeak)

Michael Pozhidaev msp на altlinux.ru
Вт Янв 20 23:48:46 MSK 2015

Михаил, здравствуйте!

Ну вот, раз у нас есть передышка в бумажных процедурах, самое время
разогреться по дискуссиям... :))

Михаил Войцеховский <misha52527 на gmail.com> writes:

> свободный, а лучше равный на сколько это возможно доступ к информации.
>   И тут есть 2 пути - разрабатывать  среду для именно слепых с

Верно, и я обращаю Ваше вниманеи, что понятие "равный" очень
многогранно. Помимо равного доступа в смысле технически возможного, есть
и понятие равного доступа в смысле с равной скоростью восприятия и управления этой
информацией.

> попыткой своевременного внедрения всех актуальных технологий (это
> очень большая работа - посмотрите как браузеры не успевают

Это не очень большая работа, потому что внутреннюю реализацию писать
никто не собирается, её берут готовую. В мире Windows традиций брать
готовое нет, поэтому со стороны эта работа и кажется большой.

>  Либо попытаться внедрить технологии доступности в разработку общих
> приложений - что автоматически делает эти приложения доступными в
> момент их выхода в свет.

Формально доступными, но нередко это вовсе не означает практически
доступными. Для усиления аргумента обратите вниманеи, пожалуйста, что
уровень владения ИТ незрячими людьми по России относительно низок. Если
у нас функционал считается доступным, почему каждое знакомство с ним -
это почти битва? Вы владеете чем-то виртуозно - великолепно, но не все
так. Доступно - это когда _*каждому*_ человеку Вы предоставили софт, и
он начал с ним работать.

>  И разница этих подходов очень видна на примере linux  и windows  с
>  макосью.

На мой взгляд, здесь истина в том, что реальная доступность и полная
свобода начинаются в том случае, когда оба эти направления развиты
одинаково. Вы, с одной стороны, уверены, что в случае необходимости
сможете получить доступ к новому функционалу. С другой стороны, для
наиболее востребованных задач у Вас есть инструмент, который
представляет информацию и рабочие объекты в форме, лучше всего
подходящей для Вашего восприятия. Это же эффективность Вашего труда,
неужели Вас это не интригует? Не стоит делать выбор строго одной
концепции, это никому не нужно.

Во всём остальном я приглашаю Вас ознакомиться с аргументацией, которую
предлагаем всем на правах введения в замысел Luwrain:

http://marigostra.ru/projects/luwrain/

> мэйнстриме - уже внедренные технологии доступности. В результате мы
> как бы само-собой получаем достаточно дружественное окружение.

Ничуть не дружественное. Скорость незрячего человека в Windows априори
всегда будет ниже скорости зрячего. Это дискредитация. Кстати, в этом
списке пока вот нет знакомых мне людей, которые ведут курсы обучения
незрячих людей компьютерной грамотности. Процесс обучения всегда
оказывается очень сложным. В таких условиях, я уверен, про
дружественность говорить пока рано. Вполне понимаю, что Вы считаете
среду дружественной и комфортной для себя, а как быть, скажем, с
огромным количеством пожилых незрячих людей, которым Интернет тоже очень
нужен, но им вот эти идейные битвы про пути и Windows вообще
неинтересны? Так что я бы не был бы так уверен.

> отставанием от развития технологий. Потому что надо будет после выхода
> в свет чего-то подпиливать его под наши нужды. Кому-то покажется это

Подпиливать так или иначе всегда что-нибудь нужно. Предлагаю смотреть на
этот процесс с такой точки зрения: новые технологии пусть появляются с
предоставлением доступа через окошки и чтецы; по мере того, как
технология становится повседневной, её можно перенести в самодостаточную
среду. Ну и желательно, чтобы и Java-библиотека под эту технологию
где-нибудь появилась.

> браузеры в текстовых средах. Можно поднять высоко голову - и сказать

Во-первых, браузер в текстовой среде, как минимум, мною давно не
предлагается (идеи на отдалённую перспективу в стиле "виртуальных
буферов" сейчас не рассматриваются). Ну а во-вторых, ныне всё та же
тенденция выноса функциональности из браузера на мобильные
клиенты. Причём жёсткой принципиальной разницы между мобильными
платформами и средами "в себе" для незрячих людей я не вижу. Это то же
самое. Тренд уже идёт, и наблюдать его применительно к себе незрячие
люди имеют точно такое же право.

>   А тем временем вебинтерфейсы ушли чуть ли не до Луны. Посмотрите
> хотя бы на гуглдокументы и пр. Что там делать с нашим подходом?

Ну те же Гуглодокументы имеют великолепный API с java-библиотекой,
напиленной самим Google. Смотрите в Гугле по слову gdata. Лично я
совершенно нормально намереваюсь этот API и gdata подцепить и буду
работать с гуглодокументами в два раза быстрее, чем Вы. Ещё раз, это
сильная современная тенденция - выносить функциональность из браузера в
мобильные платформы через API на протоколах rest или иже с ним. Есть
некоторые проблемы с авторизацией, потому что, например, Твиттер со
своим oauth требует лазить на сайт, но это разово, потом Вы указываете в
приложении Ваши токены и делаете всё быстрее. API позволяет это делать
быстрее и зрячим людям, а у незрячих людей никакой платформы для
реализации этих механизмов нет. Проблемка, которую пока никто не
признаёт.

> Как это в текстовой среде организовать?

Как разбросать отформатированный документ в тексте? А в чём проблема?
Косяк там только один - невозможность растеризации, т.е. Вы не сможете
подключить принтер и напечатать. Это да, есть, но в остальном - всё
совсем неплохо.