[Homeros] Софт, и специфика обучения

Maxim Bilak heavy92 на meta.ua
Вс Фев 1 11:12:09 MSK 2015

"Nikita" <nikita-mailings на rambler.ru> writes:

> С браузерами из eMacs без JavaScript вы даже не сможете нормально
> пользоваться научными электронными библиотеками, типа eLIBRARY.

Даже так? Вот странно, а я могу браузером без "JS" свободно там читать и
искать нужную информацию. Это не в смысле, что каждый должен этим
пользоватся, просто информацию нужно как бы проверять. У меня сложилось
впечатление, что вы несовсем представляете возможности того же "w3m".
Но бог с ним. Есть же и другие браузеры, их как минимум три. При этом с
выходом орки 3.14, работать стало значительно комфортнее и быстрее. Так
что браузерный вопрос уж точно нестоль актуален как раньше.

> Windows для незрячего на базовом уровне практически не дороже Linux:

Может когда-то так и было. Сейчас ноутбуки с "ubuntu" и "linux-mint"
стоят значительно дешевле, чем с той же виндой на борту. Я даже думаю,
что для некоторых ноутов, если подсуетится, можно было бы написать
инструкцию, как включить озвучку из этой самой преславутой коробки.
За винду же, приходится здорово переплачивать. При этом хорошо, если
человеку нужна именно винда. Хотя и тут сложности: кто-то хочет семёрку
вместо восьмёрки с единицей, а кто-то - наоборот. А в новых ноутах, на
которых винда 8.1, так просто ещё винду и неудалишь, и своё не
установишь. Надо лазить в биос, в "secure boot", и чего-то там
отключать. Сейчас непомню точно, но некоторое время назад, одной девушке
помогал разбиратся именно с такой проблемой. Да и в рассылках
неоднократно я встречал, по симптоматике, описание именно такой
ситуации.

> Что же касается геморроев, то практика показывает, что Windows
> незрячие без особых проблем осваивают самостоятельно за достаточно
> короткий промежуток времени, тогда как с Linux такого не происходит.

Этот самый короткий промежуток времени, на практике, оборачивается
плохим качеством обучения. Тоесть редко бывает случай, когда человек
действительно быстро и качественно всё усвоил. А чаще всего - процес
обучения затягивается на долгие годы, при этом тенденция такая явно
прослеживается, даже в рассылках.
В реальной жизни мне приходилось очень часто в силу тех или иных
обстоятельств, работать с такими людьми. Поэтому мягко говоря, вы
преувеличиваете, когда пишете о быстром обучении.
С линукс история отдельная: серьёзно никто и непытался обучать
пользователей ничему такому. На моём счету несколько человек, освоивших
линукс-дистры довольно-таки быстро, при этом период адаптации занимал от
недели до двух недель. Дальше уже каждый развивался в своём направлении:
кто-то оставался на графических интерфейсах, а кого-то наоборот,
заинтересовали принципы работы системы, и её устройство.
Если же вы подразумеваете контингент в различного рода рассылках, то там
как раз видна ситуация, называемая виндозом в некоторых
кругах. Характеризуется она тем, что под понятием "операционная
система", человек подразумевает именно "windows". Тоесть в его понимании
- все операционные системы, это разновидности "windows", с какими-нибудь
мелкими отличиями. Вот этот самый виндоз, зачастую, мешает многим
освоить что-нибудь новое. Как бы проходило освоение скажем
линукс-дистрибутива у того же пользователя, но ещё не видевшего
"windows" - это вопрос открытый.

> А фокус в том, что Windows в контексте невизуальной работы во-первых,
> на начальном уровне вполне неплохо документирована, чем Linux
> похвастаться никак не может,

Очень многие вещи, касающиеся линукс-систем, изначально
задокументированы, и применимы как для зрячих, так и для незрячих
пользователей. А вот актуализация, структурирование такой документации -
действительно не на лучшем уровне. Но с другой стороны - я что-то
непомню за линуксом какого-то хвастовства. Да и вы можете нетолько
рассказывать о том как всё плохо, но и занятся этой самой документацией,
верно ведь :)?
Что же касается документации по "accessibility", то в англоязычном
сегменте интернета, её полно. Да и некоторые статьи на тифлокомпе,
написаные анатолием камыниным, нужно лишь малость подредактировать для
актуализации.
Вобщем - то, что пользователи неполучают этой документации, не вина
линукса. Перевести её, или структурировать, вам немешает никто.

а во-вторых, имеет несравнимо более
> крупное, активное и разнообразное сообщество.

Очень сомнительное преимущество, так как сообществом, это уже назвать
нельзя. Нехочу никого обидеть, поэтому небуду приводить своё название
таких-вот сообществ.
Но в любом случае, и линукс-сообщество вам немешает никто создать. За
рубежом народ нормально осваивает как линуксы, мак-оси, так и всякого
рода винды хоть восьмёрки хоть семёрки. Только в русскоязычном
сообществе наблюдается какой-то неадекватный перекос, в сторону чего-то
одного.

> В разговорах про сложность понимания концепций GUI для незрячих может
> и есть какая-то справедливость, но она абстрактна, потому что в
> реальности, если рассматривать результат, Windows из-за
> вышеперечисленных факторов осваивается незрячими несравнимо более
> быстро и безболезненно.

Ну о качестве освоения, СМ. выше. Проблема с гуи вам кажется абстрактной
именно с высоты ваших знаний. Да и склонность ваша к "windows", явно и
давно уже прослеживается :).

> конкретно в случае оборудования
> вуза, к тому же для студентов-гуманитариев, Windows является
> оптимальным вариантом.

Ну с точки зрения популярности винды как оси, тут без вариантов. Скорее
всего, большинство народа уже будет как минимум кое-чего знать о
винде. Но тут безусловно прав миша пожидаев: нужно спрашивать у
конкретного человека, что ему нравится и с чем он хочет
работать. Переучивать пересаживать и прочие диктаторские замашки тут
очень не кстати.