[Homeros] По мотивам вопросов на конференции "Разработка ПО" о Luwrain

Nikita nikita-mailings на rambler.ru
Сб Окт 25 19:00:01 MSK 2014

Здравствуйте, Michael Pozhidaev.

> Поезд дискуссии конкретно на сайте уже ушёл, но поскольку ответ остался
> только для аудитории  конференции, решил, что его есть смысл
> передобавить и сюда.

Технически на сайте дискуссия может быть продолжена в любой момент, просто
сам собой завершился процесс обмена мнений.
Однако поскольку основным автором невосторженных комментариев к той статье
был я, то, думаю, при наличии желания обмен мнений продолжить можно и здесь.

> Главное, на что я хотел бы обратить внимание - Luwrain не запрещает
> пользоваться теми программами и инструментами, которыми все
> пользуются.

Это само собой разумеется. Ни один продукт запретить этого не может, так что
подобную аргументацию, думаю, можно вовсе отложить. Речь не о том, что у
кого-то есть желание обвинить идеологов проекта в разработке решения,
которое кому-то сделает плохо своими недостатками. Речь о том, чтобы в
обсуждении показать слабые места концепции. Однако их наличие ещё не
означает, что кто-то призывает забыть про проект и пользоваться
коммерческими решениями на коммерческих платформах, обеспечивающих
доступность другого коммерческого программного обеспечения.

> Если человек пользуется Windows, но Luwrain ему оказался
> потенциально удобен для работы с файлами или электронной почтой, каждый
> может пользоваться им, поставив как приложение.

Думаю, как раз названные задачи - это вряд ли сильная сторона Luwrain. На
мой взгляд, выигрыш в производительности работы это решение способно дать на
других, более нишевых сценариях использования.

> Восприятие Luwrain
> только как ОС в корне неверно.

Если честно, мне вообще трудно воспринимать Luwrain  как OS. Я скорей
воспринимаю его как специализированную рабочую среду. То есть некоторый
аналог Emacspeak (не столько по функциям, сколько по сути), но архитектурно
более совершенный и с защитой от дурака.

> Отдельно обращаю внимание, что Luwrain не выступает как конкурирующая
> технология для экранных чтецов.

С точки зрения экономических показателей проекта - конечно нет, потому что у
Luwrain их просто нет.
Но конкуренция в широком смысле - это борьба за потребителя, то есть
пользователя. Бороться за пользователя можно только предлагая ему более
удобные и производительные решения его задач. По-моему в идеи проекта
заявляется именно это.

> Они решают некоторые задачи, но для
> массы случаев из жизни подходящих решений не существует.

Хорошо, давайте перейдём к фактической стороне. Лично у меня диаметрально
противоположная точка зрения.
На мой взгляд, это как раз Luwrain  решает некоторые задачи в чём-то лучше,
чем чтецы для обычных OS, а для массы случаев из жизни он не способен
предложить достаточно гибкое и производительное решение, к тому же
подходящее именно массовому пользователю с его типичными задачами.

> Luwrain создаётся не для того, чтобы перетянуть пользователей с Windows на
> Linux, а для того, чтобы с компьютерами начали работать те, кто сейчас
> не могут этого делать по тем или иным причинам.

Хотелось бы услышать эти причины. Опять же на мой взгляд, у Luwrain
существенно больше ограничений для освоения, чем у OS X + VoiceOver или тем
более Windows + Dolphin Guide, если речь в друг о неопытных и пожилых.

> Если для доступа к> некоторой функциональности, объявленной авторами
> доступной всем, нужны
> навыки работы со screen reader'ами уровня опытного пользователя,  о
> полной доступности говорить нельзя.

Если мы говорим о необходимости серьёзной работы на компьютере, хотя бы
уровня потребностей студента гуманитарной специальности, то в любом случае
придётся повышать IT-грамотность. Если же речь о базовых потребностях
человека, который не нуждается в чём-то большем, например, поздно ослепший
70-летний пенсионер, то концепция Luwrain для него лично мне представляется
не самой простой из представленных на рынке вспомогательных технологий.

> И в заключение о трудоустройстве или обучении. Luwrain проектируется
> таким образом, чтобы приблизить скорость работы к предельно возможной
> для человека без зрения.

Дело в том, что Luwrain  способен предложить конкурентную производительность
работы незрячего пользователя лишь для достаточно узкого диапазона задач,
как правило, относящихся к очень малому числу видов деятельности.
Да, незрячий математик или программист, специализирующийся на отдельных
видах разработки, может получить в рамках Luwrain ряд преимуществ по
сравнению с традиционными адаптивными решениями. Однако по ряду видов
деятельности Luwrain либо не имеет ярко выраженных преимуществ, либо менее
производителен, либо же вообще не способен предложить какое-либо решение.
Трудоустройство - это, в большинстве случаев, работа в готовой корпоративной
системе. Luwrain ничего не может предложить для обеспечения возможности
работы незрячего в компании, чьи бизнес-процессы происходят в Microsoft
Dinamic CRM или чём-то в этом роде, потому что он существует абсолютно
параллельно. Luwrain имеет полный провал со стандартными функциями,
решаемыми в офисных пакетах или web-системах. Luwrain никак не может помочь
с обеспечением доступности ПО, являющегося стандартом де-факто. К Luwrain
есть куча вопросов относительно безопасности, что может оказаться критически
важно в ряде случаев.
Для обычных людей с самыми обычными бытовыми запросами к компьютеру Luwrain
также может предложить лишь фрагментарные решения.

> Это значительно важнее для труда или учёбы, чем
> масса формально доступных функций решений с экранными чтецами, доступ к
> которым на практике не всегда возможен, но при этом  всегда заметно
> медленнее.

Извините, вы уверены, что достаточно хорошо знаете существующие решения на
альтернативных платформах в их современном состоянии, чтобы обоснованно
делать заявления об их отставании в производительности всегда и во всём?

Подводя итог, я хочу ещё раз подчеркнуть, что никто здесь не отказывает
Luwrain в праве на существование и даже в некоторых преимуществах для
решения некоторых задач в некоторых случаях. Лично я даже, скорей всего,
буду одним из тех нескольких сотен людей, которые будут следить за развитием
проекта и использовать его хотя бы просто для вывода себя из зоны комфорта,
как я это делаю с многими другими технологиями.
Тем не менее, на мой взгляд, Luwrain не имеет абсолютно никаких шансов стать
хоть сколько-нибудь массовым решением, и не потому, что есть заговор и лобби
разработчиков коммерческих платформ и экранных чтецов, а потому, что
удобство и выигрышь в производительности с Luwrain очень фрагментарный и
нишевой. Его сильные стороны очень в малом пересекаются с потребностями
массовой аудитории незрячих. В том числе, увы, и в отношении трудоустройства
по большинству специальностей.
Безусловно, хорошо, чтобы такое решение было, потому что нишевые задачи тоже
нужно решать, но давайте не будем говорить о Luwrain, как о том, что может
решать массовые задачи для большинства пользователей, попутно обвиняя
адаптивные технологии на массовых платформах чёрт знает в чём, потому что
это неправда.
Лично же вам удачи и творческих успехов. Я бы даже хотел помочь, но вряд ли
смогу чем-то быть полезен.
Успехов. Никита.