[Homeros] Сайт проекта was: Дорожная карта

Nikita nikita-mailings на rambler.ru
Вс Ноя 23 16:44:52 MSK 2014

Здравствуйте, i_chay.

> Спецификации w3c  не догма.

Спецификации W3C - это более-менее стандартизированная технология, которая
более-менее одинаково обрабатывается вспомогательными средствами и в итоге
позволяет обычную страницу сделать доступной и для особого пользователя.
Думаю, вы не будете отрицать, что имеющиеся технологии реально позволяют это
делать.
К тому же речь не только о WAI-ARIA или чём-то подобном специализированном.
Простые структурные элементы также позволяют добиться улучшения доступности.
Более того, во многом HTML5 отодвигает WAI-ARIA в сторону, так как внутри
себя делает то, для чего раньше нужно было прибегать к специальным
технологиям.
Версии для слабовидящих в современных условиях мной воспринимаются как
отдельный подъезд для колясочников, хотя пандус можно совместить со
ступеньками в одном универсальном подъезде.
Да, оба варианта возможны и позволяют решать задачи доступности, но один
подъезд как-то лучше, двух отдельных.
Аналогия - это плохой довод, но я её привожу здесь просто чтобы показать мою
субъективную степень ощущения абсурдности, а не чтобы на её основе что-то
доказать.
Сайт Luwrain не очень сложный и, честно говоря, я вообще не вижу особых
проблем в доступности его основного интерфейса, за исключением пустых ссылок
в sidebar, но это скорей просто артефакты переходного периода разработки.
Хотя возможно для браузера из Emacs даже такой интерфейс слишком сложен, а я
просто избалован другими технологиями невизуальной работы с web. ;-)

> А что касается слабовидящих, то, по-моему, их потребности вообще никто не
> может понять, кроме них самих. Ни тотально зрячий, ни тотально слепой в
> этом вопросе ничего хорошего сделать не могут , в том числе и
> соответствующую web-страничку.

Нет, существует ряд вполне объективных требований, например, коэффициенты
контрастности, привязанные к размеру шрифтов. Их соблюдение позволяет
добиться максимальной воспринимаемости контента для большинства нарушений
зрения. Это вообще строго алгоритмируется.
Далее существуют методики usability тестирования для различных нарушений
зрения. Это уже не алгоритмировать, но можно проделать руками и выработать
некоторые эмпирические правила, которые потом и распространить на проект.
В значительной степени всё это позволяет покрыть основные проблемы
слабовидящих, а остальные тяжёлые случаи они корректируют вспомогательными
технологиями. Потому что если у человека всё совсем плохо, то значит эти
технологии у него есть, потому что до браузера же в системе он как-то
доходит.
К тому же так называемые "Версии для слабовидящих" в действительности
являются версиями для слепых. Это ещё один момент, который меня всегда
раздражает, когда я вижу такие ссылки, потому что к реально слабовидящим они
имеют мало отношения.
Слабовидящие, как правило, работают с обычной версией.

> В любом случае придётся предоставлять пользователю инструментарий
> настройки параметров отображения ,

Если человеку нужны сверхспецифические параметры отображения, то он
обеспечивает их на своей стороне. Задача web-интерфейса в случае
слабовидящего - не создавать дополнительных сложностей, например, используя
расположенные рядом опасные цвета или низкоконтрастные цветовые сочетания
фона и шрифта.

> P.S. Можно было бы  проект назвать "Le Tour de France" -- и претенциозно,
> и с самоиронией.

Честно говоря, я всё стесняюсь спросить, что такое Luwrain, а на сайте
объяснения вроде нет. :-)
Кстати, в японском языке нет звука [л], поэтому с точки зрения
масштабирования на другие языки могут возникнуть проблемы. Правда
доступность для слепых азиатов - это вообще отдельная история.
Успехов. Никита.