[Homeros] Теперь уже о Windows

Nikita nikita-mailings на rambler.ru
Вс Ноя 9 23:26:04 MSK 2014

Здравствуйте, Michael Pozhidaev.

> Какие задачи Вы решаете и какие из них
> считаете важными?

Ну это провокационный вопрос: наверное я считаю важными все, даже когда
просто играю в игрушки на компьютере. :-)
Вообще я вряд ли показателен, так как тоже имею свои тараканы в голове и
признаю, что достаточно специфичен по своим пользовательским сценариям.
Если же прикидывать, от каких вещей я точно не смог бы отказаться, то это:
1) Продвинутая поддержка работы с web. Мне слишком часто приходится
сталкиваться с очень тяжёлыми сайтами, с которыми справиться можно только
под Windows, причём порой ловко жонглируя браузерами и чтецами.
2) Я сильно завязан на офисные технологии Microsoft: презентации,
электронные таблицы, документы. Я бы может порой, например, и непрочь всё
сделать вместо Word в LaTeX, но мне надо взаимодействовать с другими людьми,
плюс иметь возможность работать с вещами типа поиска разноцветного текста в
документах и пр., что в достаточной степени доступно только на Windows и
только с отдельными чтецами экрана.
3) Мне нужны вещи типа VPN с токинами и пр. для работы в корпоративных
сетях, так что если речь идёт о каком-то примитивном текстовом браузере без
поддержки всей этой инфраструктуры, то мне просто тупо даже не зайти во
внутреннюю Wiki. Схожая проблема и с поддержкой цифровых подписей в почтовых
клиентах.
4) Периодически я сталкиваюсь с привязкой способа решения задачи к
конкретной технологии, например, к какому-нибудь EViews, хотя, конечно, я в
курсе, что на Linux мог бы это посчитать в том же R или SciPy и порой лично
мне было бы так даже удобнее. (тут речь не обязательно о математике, это
только пример).
Остальное я в общем-то могу пережить, а всякие мелочи переделать под себя в
любой экосистеме. Это на вскидку те болевые точки, которые у меня
проявлялись при переходе между платформами и которые в достаточной степени
не удалось совсем отвязать от конкретных OS.
Пункт 3, конечно, на Linux в целом решаем. Тут сомнения скорей как раз в
отношении Luwrain и прочих спец. сред.

> почему Вы держите в голове привязку к Linux?

Потому что я не вижу чего-то такого, что позволило бы перетащить в Luwrain
массового пользователя с Windows и даже OS X, тогда как люди из мира Linux
более привычны к тем идеям и ограничениям, которые заложены в концепцию
Luwrain.
Иными словами, я считаю, что Luwrain будет интересен, главным образом,
именно тем, кто сейчас сидит на Linux-решениях, будь то Emacspeak или даже
Orca.

> Если всё-таки держится
> ассоциация Luwrain как среды на Linux, то это не отражает намерений и
> целей разработки

Да, я в курсе ваших формальных намерений. Просто, как уже сказал, я не верю,
что Luwrain будет интересен людям с Windows и даже OS X. У них иные
приоритеты и сценарии использования.
На мой взгляд, ваши потенциальные клиенты в 99% случаев сейчас на Linux. Ну
а потребностям массового нового пользователя Luwrain также соответствует
лишь частично, поэтому и здесь, как мне кажется, притока за счёт неофитов
ожидать не стоит.

> включая, например, возможность навигации с тачпадом (в каком
> объёме пользуются им незрячие люди сейчас?)

На OS X - это вполне полноценный инструмент невизуальной навигации в рамках
VoiceOver.
На Windows просто нет продвинутой концепции Multi Touch жестов для touchpad
на уровне всей системы.
Если же говорить о большом touch screen, то в Windows 8 это рядом программ
экранного доступа поддерживается на неплохом уровне.

> У меня есть серьёзные опасения, что RHVoice, который
> у нас в России уникален, и которому альтернатива не предвидится, на
> ARM'е будет работать с задержкой (что сейчас наблюдают пользователи
> Android с ним?).

Если не ограничивать себя идеей повального open source, а удовольствоваться
freeware, то альтернативой вполне может стать MBROLA. Вернее не столько
альтернативой, сколько дополнением, например, для решения задачи поддержки
венгерского или польского языка, которых в RHVoice просто нет.
Что касается RHVoice на Android, то там с скоростью работы особенных проблем
нет. Там проблемы с прожорливостью движка. То есть он заметно не тормозит, а
просто высаживает аккумулятор.

> Пускай берёт, откуда хочет. Плохо то, что он её ни в какой API не
> отдаёт. Просто проговаривает сам.

А какого рода API вы бы хотели?
Есть accessibility API непосредственно Chromium.
Или вы про то, что хотите просто получать фразы ChromeVox в виде строковых
данных?
Я просто ещё раз говорю, качество рендеренга ChromeVox очень низкое. Это не
то, к чему имеет смысл стремиться. Google загнали себя в ловушку, просто об
этом не подозревают, так как с QA в отношении accessibility у них очень
плохо. У них уже несколько лет на главной странице поиска торчит элемент,
который имеет проблемы с доступностью из под отдельных программ экранного
доступа, но они ничего с этим не делают: не перерабатывают, не багрепортят
разработчику чтеца.
Вообще что касается работы с web, то если вам требуется какое-то движение на
встречу со стороны разработчиков браузера, например, в виде какого-либо
расширенного API, то, возможно, я мог бы чем-то помочь. Правда сходу не
готов обсуждать это публично. Но это именно с инфраструктурной точки зрения.
То есть готового решения в виде ChromeVox там не будет.
Успехов. Никита.