[Homeros] Теперь уже о Windows (was: О концепции accessibility в MacOS)

Nikita nikita-mailings на rambler.ru
Вс Ноя 9 17:53:07 MSK 2014

Здравствуйте, andrey macsimenco.

> Никита, для меня главное - линукс (по крайней мере, некоторые его
> дистрибутивы) может установить на машину и незрячий человек. С
> виндоузом такое не прокатит.

Windows тоже можно вслепую раскатать систему с готового образа, будь то
некий подготовленный чистый дистрибутив или резервный слепок системы,
сделанный когда она у нас ещё работала.
Можно настроить создание резервных образов системы по расписанию, так что
если сегодня что-то поломалось, то загружаемся с автоматически сделанной
вчера резервной копией и едим дальше.
Если покупаем новый компьютер с предустановленной системой, то в Windows 8
серьёзно доработали встроенный Narrator, так что первичная настройка с ним
проходится без проблем, а при условии Windows 8.1 даже сразу и на русском.
На OS X со всем этим тоже нет проблем. Экранный чтец вообще встроен и может
быть запущен в любой момент и практически в любом месте, а резервные копии
даже более продвинуты.

> Да и места, и ресурсов  требует гораздо меньшего.

Здесь согласен. Но если отбросить форс-мажоры, то я готов дать системе
немного больше мощностей, если она мне ответит взаимной любовью в виде более
продвинутой функциональности, нежели на альтернативных платформах.

> Работаете Вы, Никита, ночью, или ранним утром, когда все Ваши домашние
> спят. И, вдруг, "челюсти" выбило. Перезагружаете, но jaws, все равно,
> молчит.
> В линуксе, ежели что, есть командная строка. Можно перезапуститься,
> выгрузить "иксы", да много еще чего, в виндоузе без зрячего помощника
> Вы никак в этом случае не обойдетесь.

Да нет, в Windows тоже можно справиться без проблем.
Если загнулась сама Windows, то раскатываем из образа, если система
грузится, а что-то случилось с чтецом, то тут тоже не всё так страшно.
Во-первых, командная строка в Windows тоже есть. Из неё можно запустить
screenreader, поменять ему параметры запуска и пр.
Во-вторых, лично у меня написана утилита, которая просто по горячей клавише
перегружает активный screenreader или переключает меня между несколькими
чтецами. Да и просто запускать и перезапускать чтецы через горячие клавиши
также можно.
В-третьих, по своему опыту могу сказать, что ситуация, когда screenreader
вдруг умирает и больше не подаёт признаки жизни, всё-таки во многом
умозрительна. У меня такое было за всё время только один раз, когда Dr. Web
начал съедать JAWS 11, но тут косяки были и у Freedom Scientific, которые
стали подписывать свои программы только к 13 версии, а локализаторы до сих
пор это не делают. Ту же NVDA вряд ли кто-то из антивирусов будет есть.
Кстати, в тот раз всё также могло быть решено совершенно вслепую.
В общем, если это единственные вещи, которые останавливают вас от того,
чтобы использовать Windows хотя бы для отдельных задач, то могу вас уверить,
что там далеко не всё так страшно, а все проблемы более-менее решаемы.
Я же тоже далеко не оголтелый фанат Windows и применяю и другие платформы. Я
просто выступаю за то, что интересные решения и уникальные возможности есть
практически везде, так что глупо себя ограничивать и запирать только в
рамках какой-то одной платформы, если комбинируя несколько разных OS можно
добиться больших результатов.
Успехов. Никита.