[Homeros] Теперь уже о Windows (was: О концепции accessibility в MacOS)

Nikita nikita-mailings на rambler.ru
Вс Ноя 9 17:22:28 MSK 2014

Здравствуйте, Michael Pozhidaev.

> настоящая роль Jaws и NVDA (их авторы, разумеется,
> здесь негодуют) - предоставить страховку, что если некоторое действие или
> вещь, доступная всем, понадобится незрячему человеку, он сможет ею
> воспользоваться. Но инструмент на каждый день должен быть совсем не
> таким.

В чём-то вы, конечно, правы. Действительно, философия чтецов экрана под
Windows - это универсальный комбайн для решения максимально возможного
количества задач.
Очевидно, что это противоречит философии UNIX с её императивом "Делайте
что-то одно, но делайте это хорошо", поэтому, вероятно, у вас концепции
Windows и вызывают отторжение.
Однако тут есть один момент, заключающийся в том, что очень многим людям
реально приходится сталкиваться с разнообразными задачами.
Лично мне, действительно, регулярно нужны разнообразные приложения из MS
Office, максимально продвинутый web, какие-то приложения, существующие
только под Windows, потому что привязка зачастую не только к задачи, а к
технологии её решения и пр.
Это очень распространённая ситуация, поэтому история с достаточностью
минимализма Linux, безусловно, не может быть отвергнута, но, к сожалению,
наверное это всё-таки меньшинство (ударение на последний слог).
При этом, массовый незрячий пользователь далеко не всегда гоняет свой
Windows screenreader в хвост и в гриву, так что и тут вы правы в отношении
наличия многих невостребованных функций. Однако минимализм Linux не
совпадает с минимализмом задач типичного Windows пользователя. Главным
образом, речь, конечно, о работе в Интернете.
Обычные люди сейчас хотят читать сплетни в Интернете и сидеть на сайтах
социальных сетей. К сожалению, Linux достаточную степень поддержки сложного
веба предложить не может, там и Windows-то далеко не всегда справляется.
То есть вся проблема в том, что сильные стороны Linux-решений являются
повседневными задачами только для абсолютного меньшинства пользователей. А
повседневные задачи большинства либо, действительно, очень размазаны по
большому числу технологий, для поддержки которых и нужен развесистый
комбайн, либо просто не полностью пересекаются с сильными сторонами Linux.
Это не значит, что кто-то дурак, а кто-то умный, просто так сложилась жизнь.
Но я бы вам всё-таки посоветовал, если будет время, посидеть на Windows и
покрутить современные решения экранного доступа. Вряд ли это перевернёт ваше
мировоззрение, но вы просто возможно найдёте там какие-то интересные для вас
идеи, которые потом может захотите перенести в свой уютный Linux-мир.

> Есть надежды, что что-то продавит своей массой Google с
> ChromeVox.

Мне кажется, вы излишни идеализируете ChromeVox.
Во-первых, в качестве основного экранного чтеца его использует, по последним
исследованиям англоязычного рынка, всего лишь 0,4%, а в качестве одного из -
4,8% опрошенных.
Во-вторых, он как раз работает на принципе выскабливания содержимого
страницы исключительно из DOM, полностью игнорируя accessibility API, что
как раз вы считаете ужасом.
В-третьих, из-за полного игнорирования accessibility API результаты его
работы, мягко говоря, отличаются от всех остальных.
Лично я как раз хотел бы, чтобы о ChromeVox вспоминали поменьше. Особенно
web-разработчики, которые с его помощью пытаются делать QA, потому что после
такого тестирования получается ужасный интерфейс, который под другими
средствами чтения экрана выглядит ужасно.
Ребята из Google, судя по всему, этим и занимаются, разрабатывая свои
web-интерфейсы именно с контролем через ChromeVox. В результате этого
большая их часть просто ужасна с точки зрения web accessibility.
Это всё равно что главным графическим дизайнером взять дальтоника или
главным корректором человека, страдающего дислексией и дисграфией.

> Надежды на всеобщее распространение и внедрение стандартов
> от w3c и иже с ними если и сбыточны, то точно не завтра.

Здесь я как раз более оптимистичен. Буквально недавно HTML5 стал
рекомендованным стандартом, а там уже многие ранее проблемные вещи решены,
например, общие семантические зоны имеют схему соответствия ролям WAI-ARIA,
обеспечена доступность встроенных мультимедийных плееров и прочего, с чем
раньше всегда были проблемы.
То есть теперь даже не нужна специальная адаптация интерфейсов по
дополнительным стандартам. Многое уже изначально заложено в общий стандарт
HTML5, так что разработчики будут делать доступные интерфейсы, даже об этом
не подозревая.
Успехов. Никита.