[Freeschool] 20.03: opinion

Michael Bykov mb на lrn.ru
Пн Апр 1 17:21:29 MSD 2002

> А где тут информатика?
>
> Естественно, чтобы запрограммировать какое-то приложение, нужно
> покопаться в предметной области. В психологии восприятия, если
> это симулятор, в методиках учета, если это бухгалтерская
> программа, и во всяких музыкальных штуках, если это синтезатор.
> И ни при чем здесь информатика, предмету информатики это так же
> ортогонально, как цвет яблок при их использовании в качестве
> предмета счета.

Не претендуя на полноту и завершенность мысли скажу, чтобы мне
хотелось видеть как цель (школьной) информатики. У нас есть один
АЕН, пусть у детей будет три. А с теорией алгоритмов они
как-нибудь разберутся сами.

Вот еще очень образный пример отношения математики и информатики
(в этом смысле слова). Покер или бридж - цитирую по памяти мр.
Саймона, "Почему вы проигрываете в бридж", глава "математика
бриджа": "почему профессионалы, играющие ради заработка, выбирают
покер? Потому что там математика проще, и они выиграют больше за
то же время".

Но ведь это не делает бридж математикой?

Да, гуманитарные науки и их преподавание были убиты в Советском
Союзе. Логика, можно считать, процветала на общем фоне. Но
разгребать это все равно придется рано или поздно. Да, сейчас
творится кошмар, что говорить о школе, я вот в РГГУ сижу, здесь
кошмар.

Если вам не нравится употреблять слово информатика в этом смысле,
предложите другое. И вот его и преподавайте. Да, очень сложная
задачка даже теоретически, а уж на практике в современной школе -
я себе не представляю.

И по существу цитируемого абзаца. Чтобы "запрограммировать
приложение", нужно знать еще очень много. Как организовать
команду, как спланировать это приложение и как спланировать
работу. Как не переделывать, а писать один раз, как выбрать язык,
как оптимизировать код, как выбрать цвет фона. Как не надо
делать. Как продать это приложение, что делать потом и самое
главное, стоит ли его делать вообще. Я вот про это писал, это всё
не имеет отношения к конкретной предметной области и не имеет
отношения к математике, а вы об этом забыли.

Если вы серьезно обсуждаете преподавание теории алгоритмов в
нашей современной школе, то обсудите и эту проблематику тоже,
почему нет?

Еще очень важная вещь - в ответ на замечание А.Смирнова о том,
что - да, не только, мол, фундаментальные предметы надо преподавать
в школе. Нет, я говорю о фундаментальных, тальнейших вещах -
умение переключиться и выбрать нужный контекст, и одновременно
иметь в виду альтернативы, возможно исключающие, другие подходы,
другие языки. Это не "файл мышкой сохранять", это
фундаментальная, хотя и гуманитарная (несводимая в систему, если
угодно), вещь. Имхо покруче Фауста Гёте (логики с математикой)
будет. Считать лишь математику (фундаментальной) наукой - ошибка.

Замечу еще имхо, что традиция рассматривать информатику как
часть математики пошла от времен создания процессора - computing.
Всё, уже всё это кончилось, забудьте, в computer science
математика (и даже логика (ужас, Смирнов меня побьет)) значения
практически не имеет, и удобнее зарезервировать хорошее слово
информатика под реальный насущный смысл.

--

M.