[Comm] russian man - eject(1)

Вячеслав Вячеслав
Ср Мар 16 15:33:09 MSK 2005

В Пнд, 14/03/2005 в 09:28 +0300, Aleksander N. Gorohovski пишет:

> Спасибо. Отличная идея.
> Только весь глоссарий сидит в голове и честно говоря
> вызывает большое напряжение его переносить в электронный вид.
> :-)
Это очень скверно.

Когда кто-то другой начнет переводить смежные тексты или дополнять ваш
перевод, или просто пройдёт много времени, ваш текст превратится в
жуткую кашу из-за разнобоя. Один термин в оригинале обязательно окажется
переведен разными способами и смысл будет искажаться и запутываться.

> Заранее примите извинения, может я не до конца понял Вашу идею.
Есть такая вещь, как системы памяти переводов. Текст делится на
маленькие фрагменты и запоминается в виде пар оригинал-перевод. Если
текст изменится (вышла новая редакция исходного документа), то даже
простейшая
ТМ-система автоматически подставит перевод неизменных фрагментов текста
и будет подсказывать терминологию по глоссарию. Это позволит не
перепроверяя заново весь документ доперевести лишь новые фрагменты и
сохранить полноту и соответствие перевода оригиналу. Также CAT (Computer
aided translation) система должна уметь быстро показывать конкордансы,
т.е. давать ответы на вопросы "А как это переводолось раньше?" и "А как
это перевел Вася?".

Более сложные ТМ умеют анализировать незнакомый текст и даже предлагать
машинный статистический перевод новых фрагментов.

Элементарным примером похожей на "память переводов" базы могут служить
файлы .po. Наиболее популярная CAT-система - TRADOS. Простая, но
работающая свободная система - OmegaT
http://www.omegat.org/omegat/omegat.html

Для работы с манами нужно научить любую из этих систем понимать формат
man (для корректной сегментации текста) или преобразовывать man в html|
rtf|sxw|txt и обратно.

Их использование позволит обеспечить соответствие переводов и оригиналов
в будущем и возможность совместной работы над этими переводами. А без
этого уже сделанная работа пропадёт втуне.

> "А Вас Штирлиц попрошу остаться..."
> Не могли бы поподробнее просветить по поводу татарского опыта.
Это надо Алексея Новодворского (АЕН) спросить... У него должен быть опыт
политиканства и лоббирования в Казани :).

Из новостей известно, что Татарстан выделяет 3 миллиона на татаризацию
Линукса и 10 на Виндовс. Цифры неплохо бы поменять местами, но это уже
возможность иметь штатных переводчиков, программистов и редакторов с
корректорами, которые бы занимались локализацией.

ИМХО Аналогичное мероприятие для русского помогло бы заполнять имеющиеся
пробелы.
--
Вячеслав Диконов <linuxbox на degunino.net>