[Comm] Re: Что Вы об этом думаете.

Вт Авг 10 15:34:02 MSD 2004

Илья Шпаньков пишет:

> <сокращено>

> Сегодня из Compact убраны коммерческие программы. У меня на машине
> стоит  Mandrake 10.0 download (с Linux.su) и драйвера там отсутствуют.
>
> Согласен, что если человек хочет комфортности и более тонкого
> отношения  система-железо, он вправе покупать коробочную версию. Если
> же ему это не  критично - должна быть возможность получить и
> бесплатный вариант безо  всяких договоров и возможных проблем с
> лицензиями.
>
> Только, IMHO, ведь целую операционную систему смогло "построить"
> [...]

Илья, давайте не путаться с терминами, они все _очень_ важны. В
сущности, все community держистя именно на терминах, на прочной
юридической основе.
1.  Что такое "бесплатный вариант"? Вариант с проприетарными драйверами
так же может быть выложен на ftp для свободного скачивания. Все зависит
от лицензий.
2. Неверно говрить про систему, созданную "на общественных началах".
Это вообще какой-то странный советский термин. Нельзя вообще считать,
что существуют "материальные" и "нематериалтные" интересы. Интересы --
они разные, они тесно переплетены и материальные -- вовсе не самые
мощные. Например, люди в мире open source могут досвольно быстро сделать
себе имя, а имя легко конвертировать в деньги (гораздо проще, чем
наоборот). Какие интересы были у человека? Есть также стремление к
самореализации,  к самоутверждению etc. Есть и просто стремление творить
-- само мощное, между прочим. Все это может реализовываться как в рамках
свободной модели софта, так и проприеарной, между прочим. В первом
случае, наверное, -- эффективнее.  А говоря про "общественные начала" мы
какой-то коммунизим получаем. Это неверно в принципе.
3. Проблема драйверов действительно неподъемна, так как спецификации
железа и/или алгоритмов не только недоступны, но и запатентованы. Это
правовая проблема, а такие проблемы -- главные для тех, кто занимается
разработкой и продажей free software. То, что именно юридические
проблемы -- главные при продаже free software, мы поняли на первом годе
сущствования IPLabs Linux team и жалко, что linux.su пока к этом не пришел.
4. Коммерческий продукт -- это продукт, которы можно продавать. Debian
GNU/Linux -- коммечрсекйи продукт. А вот Internet Explorer --
некоммерческий продукт, так как продавать его нельзя. Это не просто
очень важно, это _критически_ важно понимать.
5. "Без договоров" нельзя. То есть вообще нельзя, исколючая продукты
public domain в _западном_ пониманиии (не в в российском!). GPL -- это
то же договор. И условия использования дистрибутива -- тот же договор.
Если используете -- значит согласны. Между прочим, по сути,
_ограничения_ , которче накладывает  GPL  -- _крайне_ жесткие. За
возможность свободного использования и распространения вы платите
обязательсвами по публикации всей своей производной работы. Это очень
дорогая цена.
6. GPL -- это конституция защищенной свободы. Потому она такая жесткая.
А защищенная свобода, -- не халява, не вольница. Она поощряет коммерцию.
Но на жестких условиях. И, кроме всего прочего, она предъявляет
серьезные требования к читателю, который должен _понять_ ее условия и
_читать_ все условия, которые ставят разные производители.

Мы уже 8 лет набиваем себе шишки о всякие юридические углы, но отлично
понимаем, что без всех этик "закавык" free software попросту не мог бы
существовать. И объясняем всем на каждом углу, что это -- _сложно_, что
это -- не халява. И что стоило послушать, а если непонятно -- спросить?

Rgdrs, Алексей