[Comm] Re: Что Вы об этом думаете.

Илья Шпаньков =?iso-8859-1?q?opera=5Frus_=CE=C1_002=2Eru?=
Пн Авг 9 12:41:28 MSD 2004

On Sun, 8 Aug 2004 23:56:46 +0300, Michael Shigorin <mike на osdn.org.ua>
wrote:
> [...]
> отказывается или "забывает", или еще как-либо не делает этого.
>
> При этом при попытке объяснить ему, что для работы под данной ТМ
> требуется выполнение неких вполне разумных (правда, не предельно
> доступно любому программисту на Коболе изложенных) условий.
>
> Заметьте, условий применительно к тем же болванкам, необязательно
> коробочным версиям.
>
> Далее этот самый Вася Пупкин пытается развести вонь на весь
> рунет.
> Но отнюдь не так.  Иначе бы он так не переживал за свой карман
> (пусть и прикрываясь зачем-то фиговым листком, на котором

<сокращено>

> Не могу понять, кого они просят _переименовывать_.  Вроде
> прозвучало требование ясного указания копии и ее производителя?
>
> Далее -- это не выгода, а защита от пороченья имени продажей под
> ним потенциально некачественного продукта недоверенными лицами.
>
> Увы, помимо выгоды (которой тут нет) есть и ущерб (который тут
> довольно ясно просматривается).

<сокращено>

> Думаю, ответ на этот вопрос тоже уже должен родиться -- после
> обдумывания вышеизложенного.  По крайней мере надеюсь :-)

Михаил!
То, что вы пишете - это очень грустно.

Никто и ничьим брендом не прикрывался. Linux.su - вполне самостоятельный
проект, который распространял дистрибутивы с названием "ALJ 2.2", "ALM
2.2", "ALC 2.3" в числе многих других (и с более раскрученными именами) на
вполне законных основаниях (по крайней мере, ещё год назад было получено
разрешение от AltLinux на распространение данной продукции с указанием
источника, что и было сделано). Теперь AltLinux решила, что этого
недостаточно и, благо рычагов в виде товарного знака и прочей юридической
чехарды с лицензиями навалом, очень явно решила взять распространение
своих продуктов под жёсткий контроль (ОТК на месте не организовать?). Не
надо смотреть в карман Золотову. Я ещё раз повторю, что и Золотов и я
получаем зарплату за совсем другую работу, а моя, например, деятельность в
команде Linux.su даже не покрывает всех моих личных расходов на эту
деятельность (если вы думали, что таких идиотов-энтузиастов больше нет на
свете - познакомьтесь, я один из таких динозавров).

При работе со свободными программными продуктами я, естественно, в первую
очередь знакомлюсь с GPL, которая мне даёт право на копирование, продажу и
распространение свободных программных продуктов. Видя операционную
систему, в названии которой есть бренд (будем соблюдать терминологию, хотя
противно) "Linux", я, как простой пользователь, ассоциирую этот продукт
именно с GPL. Производитель не спешит меня разуверить в том, что продукт
создавался с соблюдением GPL и свободен также, как и отдельные программы,
но до определённого момента. Как только начинают фигурировать дензнаки
(причём, по мнению производителя, почему-то немалые), я получаю по мозгам
и начинаю понимать, что столкнулся не совсем с "Linux", а с программным
обеспечением, при создании которого всего-лишь использовались свободные
программные продукты.

Я тоже принимал личное участие в создании того же Knoppix, например
(оригинальный, кнопперовский). И наверняка моими файлами кто-то сейчас
пользуется и, возможно, даже продаёт в составе того же Knoppix. Но при
этом жаба меня не душит! Понимаю, что пара небольших файлов несравнима по
масштабам с целым дистрибутивом, однако считаю, что лицензионная политика
не может меняться в зависимости от масштабов программного продукта! Но,
уверяю вас, что моя жаба проснётся, если я узнаю, что кто-то (да тот же
Кноппер, владелец прав на "Knoppix") продаёт Knoppix с моими файлами, но
не позволяет этого делать другим (не важно, под каким соусом - бренд,
торговая марка или контроль за качеством). Налицо факт, что на моём
безвозмездном труде кто-то наваривается.

Впрочем, безвозмездным мой труд не назовёшь. Если я делаю для сообщества
какую-то работу, не ставя никаких условий, кроме оговоренных в GPL, я
ожидаю и от сообщества таких же шагов: желаю пользоваться программными
продуктами, собранными из наших файлов, и пользоваться в соответствии с
GPL (т.е., и продавать). Представьте ситуацию, что все авторы тысяч
программ, входящих в состав продуктов AltLinux поступят также, как
AltLinux, и потребуют заключить с ними договора в целях соблюдения
качества их программы или законности использования "товарного
знака"-названия? Это апокалиптическая картина, не правда ли? А если
подобным образом поступает лишь одна компания из тысячи - то не так вроде
и страшно...

Позиция AltLinux мне ясна и понятна. К сожалению (по лицензионным
соображениям - я живу по принципам GPL), я не смогу больше убеждать
десятки людей в том, что AltLinux - лучшая российская операционная
Linux-система. За те полтора года, что я пользовался программным продуктом
от AltLinux (кстати, и узнал-то я про AltLinux-системы именно от
Linux.su!), не меньше сотни человек стало поклонниками этих продуктов, и
именно потому, что в пространных письмах и разговорах я убеждал их, что
это действительно абсолютно свободная Linux-система, распространяемая по
принципам GPL. Сожалею, что я их обманул.

Понимаю, что "отряд не заметит потери бойца". Но ведь я не один такой -
энтузиаст-распространитель-популяризатор. Таким положением вещей AltLinux
портит жизнь не мне (не альтом единым, как говорится), а, в первую
очередь, собственному проекту, отпугивая брендами и торговыми марками
таких, как я и, следовательно, сотни тех, кого я бы ещё привёл в стан
пользователей AltLinux-систем.

Можете назвать меня тупым глупцом, не умеющим разобраться в
хитросплетениях лицензионных отношений, но тогда я буду вправе
транслировать это высокое звание на 90% всех Linux-пользователей, т.к. они
разбираются в этом ещё хуже, чем я.
Илья Шпаньков
Russian Opera Team
Россия, Екатеринбург