[Comm] Re: Installer and system bugs. Continuation.

Oleg K. Artemjev =?iso-8859-1?q?olli_=CE=C1_simauto=2Eru?=
Пн Дек 30 14:56:50 MSK 2002

On 27 Dec 2002 01:02:09 +0300
Anton Kovalenko <a_kovalenko на mtu-net.ru> wrote:

> [...]
>     > программе установки  Debian (не претензии к UI,  а по существу).
>     > Мне она представляется более правильной концептуально.
> Ну,  я   мог  бы  попробовать...  Но  есть   загвоздка  --  собственно
> "инсталлятор" в Debian не занимается установкой пакетов. Только ядро и
> базовая система ставятся инсталлятором,  а дальше -- работает dselect,
> apt, tasksel... в общем, стандартные средства управления пакетами на
> _работающей_ системе.
> Этот  принцип имеет смысл  позаимствовать --  свежепоставленный Debian
> _всегда_ содержит корректный набор пакетов с точки зрения apt.
Разумно. В SuSE, насколько я понимаю, тот же принцип.

> На  тот случай, если  кто-нибудь решит  делать инсталлятор  по образцу
> Debian, освещу "наши грабли", на которые желательно не наступать:
> * Проверка  свободного места.  Этим у  нас никто  не  занимается. Если
А надо бы. Причем желательно иметь возможность пользователю настоять на
своем выдав злобное меню - "эй, буратина - по моим подсчетам инсталяция
нагнется не дойдя до конца - продолжить?"

>   пользователь навыбирает  слишком много пакетов,  установка одного из
>   них    прервётся   на    середине   (возможно,    и    на   середине
>   postinst-скрипта). Надо учесть, что для Debian состояние пакета "Not
>   fully  installed" -- более-менее  привычная ситуация.  Для rpm-based
>   дистрибутива  здесь  могут  скрываться  принципиальные  проблемы  --
>   например, требуется ли от установочных скриптов rpm "идемпотентность"?
что есть идемпотентность в данном контексте?

>   Если postinst-скрипт из rpm прервать на середине и перезапустить,
>   есть ли гарантия, что он отработает корректно?
я думаю, что это можно отрабатывать так - не устанволен полностью, известно
что инсталятор нагнулся на пол дороги и редим инсталяция с нуля - удалять все
что успелось поставиться с этого пакета и ставить его заново. Если это upgrade -
нужно спросить пользователя.

> * Разбиение на разделы. Пользователь, который вообще ничего не знает о
>   понятии раздела, в Debian с этим не справится. Но это пол-беды: главное,
>   что пользователь, который знает, что такое fdisk, но не знает, что такое
>   Unix, с вероятностью 90% сделает себе один раздел "/", и всё. Никаких
>   "провоцирующих подсказок" ему не положено.
зер шлехт..

>   С другой  стороны, использование  обычного cfdisk в  инсталляторе --
>   идея хорошая. То есть, давнишнего пользователя Linux не ставят перед
>   выбором: либо пользуй мощный, но слишком уж "недружественный" fdisk,
>   либо  полюбуйся,   какой  "Disk  Druid"  мы   в  нашем  инсталляторе
>   нарисовали "для чайников". А cfdisk -- и дружественный, и привычный.
Да, это здорово, когда есть выбор. :) Поддерживаю - если это не слишком
напряжно - пусть он будет. А иначе я буду разбиение с pqmagic'ом делать.
Впрочем я буду это делать в любом случае до тех пор пока не перестанет
разбиение сделанное в линухе вызывать у pqmagic'а шок в виде 'paritition
table error'.

>   Вывод:  разбиение на  разделы  имеет смысл  проводить с  помощью
>   cfdisk, при этом можно пользователя-"неэксперта" попинать на предмет
>   "вы  _точно_ не  хотите создать  отдельный раздел  для  /home, /usr,
>   /var?".
Добавлю, что типичная грабля - переполнение разделов, поэтому желателен /var/log
отдельно от всего и(или) /var/lock отдельно от всего и еще во многих конфигурациях
или /var/spool или /var/spool/mail на отдельном разделе.

> Чтобы пользователь подумал,  пошёл обратно в cfdisk и сделал
>   как советуют.
согласен.

> * Настройка консоли. По  нынешним временам, убогое "выберите раскладку
>   клавиатуры"  --  не  канает.  Нужен ортогональный  выбор  кодировки,
>   раскладки, клавиш  переключения... Что-то вроде  console-cyrillic из
>   Debian, но ещё гибче.
двумя руками за.

>   В  Debian   console-cyrillic  ставится  отдельно,  и   меня  это  не
>   напрягает. Но  в новом  инсталляторе ALT такую  штуку можно  взять в
>   качестве основного средства для настройки консоли.
дайте на нее url plz..

> * Локаль  per-user. В  Debian есть  language-env, но  с ним  тоже есть
>   беда: установка LANG пишется в rc-файл шелла, а сессия X оказывается
>   "безлокальной".
>   Вывод: сделать настраивалку _пользовательской_ локали имеет смысл,
>   но в ней нельзя забывать про иксовую сессию.
Поддерживаю.

> * Install: everything.  В Debian  такого нет и  быть не может.  Но для
>   дистрибутивов,  не  содержащих  конфликтующих пакетов  (какой-нибудь
>   гипотетический  однодисковый  "poorman's  ALT", на  базе  небольшого
>   подмножества Сизифа) -- такой режим может иметь смысл.
И только в этом случае.1

> * "Аппаратно-ориентированные"   пакеты.   По-моему,   пригодилась   бы
>   интеллектуальная приблуда, которая предлагала бы нечто вроде: "Вот у
>   вас есть IrDA, не поставить  ли irda-utils? Вот у вас сидюкописалка,
>   не поставить ли  cdrecord? Вот у вас видюха  от NVidia, не поставить
>   ли соответствующий драйвер?". В Debian этого нету, а для начинающего
>   пользователя -- хорошо бы. Но, конечно, эта штука должна быть не слишком
>   навязчивой и вполне отрывабельной.
поддерживаю.

> [...]
>   "большой-большой rescue дискетки". В Debian такого нет.
>   А  это на  редкость  полезная штука  --  до недавнего  времени я  им
>   пользовался (хотя последний RedHat у нас давно снесён), потом сделал
>   себе "Debian Live" CD -- загрузочный CD с полноценным debian.
>   Большой  Rescue-CD имеет  смысл включать  в  "навороченные" варианты
>   дистрибутива.   Для   "менее   навороченных"   можно   предусмотреть
>   специальный  вариант  загрузки с  инсталляционного  диска. Но  важно
>   -- маловат. Более-менее приличный шелл, mtools, сетевизмы (ssh, ftp,
это точно.

>   smbmount, nfs-клиент), редактор (nvi, а лучше vim-minimal) -- обязательны
>   для нормального rescue-CD.
всеми руками за!

> Такие дела. Если интересно, могу ещё мыслей надумать. Напомню, что мои
было бы здорово, пока получается отлично.:)

> "пожелания" -- в  каком-то смысле чистая абстракция: я  не ставлю себе
> дистрибутивов ALT. Разве что за патчами в srpm лазаю иногда... Так что
> моим  рекомендациям   следует  давать  более   низкий  приоритет,  чем
> требованиям постоянных пользователей.
Я как потенциально постоянный пользователь с Вами согласен на все 100.:)

--
Bye.Olli.			http://olli.digger.org.ru