[mdk-re] Re: [mdk-re] Идеологический вопрос.

Вт Фев 27 12:53:11 MSK 2001

"Arthur V.Sidorenko" wrote:

> Здравствуйте уважаемые участники рассылки.
>
> Вопрос, наверное, к отцам-основателям.
>
> Смотрите,  скачиваю  я  программу, например средство разработки. Читаю
> лицензию.  Написано  - можете использовать продукт, модифицировать его
> как  Вам  угодно  и  даже  продавать  за бешеные бабки, если у Вас его
> кто-то  купит.  Кажется,  это  называется  страшным словом BSD.

То, что Вы описали, относится и к другим свободным лицензиям.  BSD
отличается тем, что на ее базе можно делаь продукт с закрытыми кодами.
GPL-продукт можно распространять только под GPL.

> [...]
>
> 1). Зачем?
> Кто  пишет свободно распространяемые программы? Фанаты идеологии, люди
> страдающие  избытком  свободного  времени,  студенты  (типа бесплатная
> рабочая сила)?
>
> Я  правильно  понимаю, что производитель старается привлечь внимание к
> продукту.  Каким-либо  образом привязать пользователя к продукту, дабы
> потом  содрать  с  него  побольше  за  поддержку  (читай - возможность
> пожаловаться),  издание  специально-заточенных  версий (читай - мы тут
> обкоцали  самое  интересное)? Хотя встречаются продукты и без подобных

Деньги -- далеко не единственная из возможных мотиваций. Для творца, как
правило, важнее публичное признание, чем наличные. Тем более, что сам он,
как правило, может только продать свой продукт какой-либо фирме, которая
и будет зарабатывать деньги. А имя создателя остается, как правило,
неизвестным. Вы знаете, кто создал MS Office? Билл Гейтс?
Вообще, почитайте Манифест GNU.

> 2). Можно ли этому доверять?
> Человека  этого я не знаю, пиво с ним не пил, претензии обычно тоже по
> лицензии  не  принимаются.  А  просматривать любой код, даже открытый,
> больше  50К  ради  успокоения  нервов?  Просматриваются параноидальные
> тенденции.
>
> Выходит   так,  что  используя  подобный  продукт,  надо  с  радостным
> энтузиазмом  относится к всевозможным неполадкам. Держать его подальше
> от  мест,  где  возможна  деструктивная  деятельность.  И тестировать,
> тестировать и еще раз тестировать.

В бОльшей степени это относится к закрытым кодам. Продукт с открытытым
кодом используется не только Вами,  найденные в нем ошибкт можно
исправить быстро и сразу, не обращаясь за три моря.

> 3). Проект будет развиваться?
> Кажется,  в  большинстве случаев это не знают даже разработчики. Лично
> мне  не  понятно  как можно выложить заготовку весом исходников в 3М и
> забросить это дело.
>
> Т.е. не пользоваться начальными версиями и не использовать в серьезном
> проекте  до  выхода  очередной  версии,  тем  самым  убедившись      в
> жизнеспособности.

С потребительской точки зрения -- Вы правы. Другое дело, если проект Вам
понравится и Вы захотите в нем участвовать. Что касается возможности
закрытия проекта, то с закртым софтом это случается не реже. Даже от
самых крупных фирм. Разница лишь в том, что прекращение автором
разработки коммерческого софта означает его неминуемую смерть, а вот
открытый может быть продолжен другими.

Вообще, открытый софт --- приглашение к соучастию, к совместной работе:
правке, тестированию., переводу -- чему угодно.
Например, если Вы хотите воспринимать наш дистрибутив as is,  забыв про
тексты и _требуя_ поддержки, -- заплатите за эту поддержку отдельно,
работайте с нами по коммерческой модели. Если же он для Вас - продукт,
сделанный программистами свободного софта для community, если Вы хотите в
той или другой форме участвовать в нашей работе, то пишите сюда,
сообщайте о багах, ловите их, предлагайте новое, переводите etc. --  и мы
вместе сделаем его лучше, рассказав друг другу то, что знаем.
Нормально ли, когда я не могу показать коллеге то, что сделал? Ведь я
создал не бинарный код, а тексты!
Что касается можели бизнеса, то об этом здесь, да и не только здесь уже
шла речь. Он не проста, но, мы надеемся, что существует.

Rgrds, AEN