[mdk-re] Motif, X11 and history

Yuri Ryazantsev =?iso-8859-1?q?yuri_=CE=C1_unix=2Eru?=
Ср Авг 29 14:35:01 MSD 2001

On Wed, Aug 29, 2001 at 01:26:56PM +0400, Mikhail Zabaluev wrote:

> Непонятно насчет Motif'а. Во-первых, он как будто "открылся".
> Во-вторых, вроде бы, уже никто не ориентируется на этот устаревший
> toolkit. Солидная общественность хочет GNOME/GTK+ или, те кто
> поотчаянней (или просто не видят подводных камней), KDE/Qt.

Вернемся к истории.

Под UNIX'ом существует реально одна графическая среда X11. Создана еще в
начале 80-х. Программировать под ней (имею ввиду чистый Xlib) - задача не
для слабонервных, и именно поэтому для облегчения этих задач используют
библиотеку Toolkit'ов. В то время были доступными Xt, Xaw, Motif. Первые две
входили в поставку X11, а последняя являлась коммерческим продуктом и стоила
порядка 150. Но при этом предлагала и самое удобное программирование на то
время. Но так, как это было время коммерческих продуктов и UNIX стоил
порядка 1200, то Motif предлагался как пакет везде и не сильно поднимал цену.

Openlook - отдельная ниша и ее здесь рассматривать не буду. И еще не
путайте библиотеку Toolkit'ов с тем как выглядят окошки. Window manager -
это такое же приложение как и, например, редактор.

Таков был расклад на то время, когда Ноорда решил делать Calder'у. Основной
критерий - дистрибутив должен стоить менее 100. Поэтому Motif не вписывался
в этот дистр. Поэтому выбор пал на Looking Glass фирмы Visix Software (цена
около 30). Если кто помнит этот продукт поставлялся с одним из Interactive
UNIX. В этот момент сообщество только понимает, что необходим такой продукт,
как заменитель Motif'а, но ни Gnome ни KDE еще и не было.

Сейчас уже мало кто вспомнит, что именно Linux'у мы обязаны тем, что MIT
открыл исходные тексты X11 для сообщества и затем на основании этого и
появились XFree.

Этим я хотел сказать, что даже такие люди, как Ноорда, который сделал в
основном ошибки, дал возможность другим на них поучится. И это явилось
стимулом для создания новых продуктов типа GNOME/GTK+ и KDE/Qt, которые
вбирают в себя не только все хорошее, что придумано сейчас, но и опыт
предыдущих.

with best wishes,

Yuri.