[Freeschool] Re: [jt] (Was) Re[2]: [docs] for your attention

aen aen на altlinux.ru
Ср Май 7 22:14:00 MSD 2003

Maksim Otstavnov пишет:

> [...]
>последние 20 лет это стало сильно менее понятным. К опыту школьного
>обучения это, в любом случае, отношение имеет очень малое.
>
>a> В exUSSR есть положительный в целом опыт построения математического
>a> образования (тоже разрушили, конечно, но уже построенное и не до конца).
>
>Скажем так, опыт есть (был) всякий. Я бы не назвал его однозначно
>успешным: когда я несколько лет назад начал работать со студентами, я
>обнаружил, что здоровые пласты маткультуры в этой стране просто никак
>не были представлены в системе образования.

Я имел в виду систему математического образования, сложившуюся в 50-70
годы, которую в 70-е начали успешно разрушать. То есть до статьи
Понтрягина в "Коммунисте".

>Например, мне легче семинарить по криптографии с американскими
>бакалаврами, чем с российскими четверокурсниками (пробовал и то, и
>то). В то же время, полагаю, что по гидродинамике было бы все
>наоборот.

Сейчас у нас нет математического образования, остались лишь фрагменты.

>С другой стороны, "российский математический опыт" --- это, во многом,
>"Квант", ЗФТШ и тому подобные достаточно масштабные начинания,
>возможные только в жестких тоталитарных рамках.

ЗФТШ -- это из другой оперы, а вот ВЗМШ, например, не имела никакого
отношения к "жестким тоталитарным рамкам". На нее тратились буквально
копейки. Я говорю не по наслышке.

> Мне кажется, сейчас
>все это малореалистично примерно по тем же причинам, по каким в России
>нет спортивного "олимпийского резерва" по типу советского. Ну вот,
>програм-олимпиадное движение есть, и это максимум.

Начиналось все с альманаха "Математическое просвещение" и сборников
"Математическая школа" вкупе со знаменитой "Библиотекой математического
кружка".

>a> Можно его использовать?
>
>Не факт, что нужно.
>
>a> Есть опыт провала "ершовской" компьютеризации, в которую были
>a> вбуханы гигантские деньги. Можно понять почему?
>
>А почему это "провал"?

Потому, что так и не смогли нормально определить содержание обучения,
написать нормальные книжки.
Потратили дикое количество бабок на ужасное железо, которое быстро
оказалось на свалке.
Про детей вообще не вспоминали.
И про учителей -- тоже.
Бабок много было вокруг -- до них ли?
Вот именно поэтому с математическим образованием проще. Потому же --
сложнее :-)

Rgrds, AEN