[room] Открытое =?utf-8?b?INC/0LjRgdGM0LzQvg==?=, касающееся принятия образовательного стандарта для старшей школы.

Пн Янв 31 12:20:57 UTC 2011

On Mon, Jan 31, 2011 at 04:59:43PM +0600, Vyatcheslav Perevalov wrote:

VP> В ВУЗе не учителя, а преподаватели и не ученики, а студенты. Но я не об этом.
VP> На примере курса статистической радиотехники Вы сможете предложить иной способ
VP> обучения, нежели лекции+практика+расчётная (курсовая) работа?

Вычеркнуть первые две, сделать несколько курсовых работ нарастающей
сложности в течении учебного периода, выложить лекции на youtube,
"преподавателей" уволить нахрен и заменить "наставниками" (которые
координируют работу студента, подсказывая ему какие именно учебные
материалы ему нужно изучить чтобы выполнить очередной этап его курсовой
работы).

VP> А если ученику химия неинтересна? Силой его на этот кружок затаскивать что-ли?

Сейчас его силой затаскивают на урок, где он слушает занудные рассказы
учителя (если не повезло с учителем), потом куда более занудные ответы у
доски своих товарищей. Только один плюс -- на уроке если дисциплина хоть
как-нибудь поддерживается он от скуки хотя бы учебник еще листает.
Делать-то больше нечего :) Ну и опыт собственно выхода к доске сам по себе
полезный (если учитель не вредитель, который приучает _бояться_ выхода к
доске -- а таких опять же большинство).

Вот и вопрос -- куда его легче _мотивировать_, идти на урок или идти на
практику в лабораторию? Кстати если ученику "неинтересна" такая практика,
то это означает исключительно абсолютную некомпетентность учителя как
учителя. Потому что его работа не быть магнитофоном + контролером, а
заинтересовать ученика, и помочь ему _самому_ найти нужные ответы.

Мне со многими учителями повезло. Интересно что все хорошие учителя,
которых я знал старались по минимуму рассказывать (только делились
"фишками", или объясняли неочевидные грабли). Также они все отличались
тем, что давали экстремально сложные задачи, но при этом вплоть до того
что позволяли пользоваться не только учебниками и прочими справочными
материалами, но и мозгами одноклассников.

А еще они привязывали знания к конкретной задаче, которую нужно было
решить, и искали _простые_ объяснения для той части знаний, которая нужна
сейчас.

Вот пример -- сидит класс. Физичка дает формулу (работа = сила *
расстояние * cos(угла приложения силы). Но класс на математике не проходил
еще тригонометрии. На уроке присутствовал директор школы. Физичка
высказала ему все что думает о нашей программе по математике. Директор
встал к доске и нарисовал приоткрытую книгу, а сверху лампочку, и говорит
-- вот размер страницы книги '1', вот есть угол на который открыта книга,
для углов до 90 градусов мы можем просто считать что косинус это размер
тени от приоткрытой книги. Рисунок _все_ поняли и _все_ запомнили. На всю
жизнь.

Да, это не является корректным объяснением материала, ибо правдиво только
для конкретного диапазона значений. Но ученики _сразу_ поняли для какого
диапазона это -- корректно, _сразу_ запомнили, и картинка настолько четкая
и понятная, что я именно этот пример запомнил на всю жизнь.

И когда объяснение производится именно так -- вопроса "интересно/не
интересно" у ученика не стоит. Ибо просто, не занудно, и эффективно. А
дети они достаточно умны (в отличии от взрослых) чтобы понимать, что если
нечто сложно занудно и заумно -- то это либо хрень никому не нужная, либо
учитель банально некомпетентен, раз не может объяснить простым языком.

Аналогично я помню как в 11 классе при МАИ у нас на лекциях по матану ржал
весь поток (несколько 11-х классов разных школ на лекциях в МАИ). И мало
кто эти лекции прогуливал. Это-ж, блин, интересно! Целое шоу :) А материал
при этом давался очень хорошо, четко, структурированно, и объем был весьма
нехилый.

Можно ли представить себе школьников-разгильдяев (а таких среди нас было
много), которые слушают про дифференцирование и смеются? А потом решаются
задачки, и, блин, смеются! Не матеряться "вот, блин, опять нагрузили
никому не нужной хренью", а смеются! И решают, решают, решают...

И не надо мне рассказывать сказки про "тупых детей, которым пофиг на
образование". Не надо объяснять некомпетентность учителей дебилизмом
детей. Если ребенок не хочет учиться, то это либо серьезные проблемы у
ребенка (что бывает крайне редко), либо учитель -- недостаточно
компетентен (что бывает крайне часто).

http://mithraen.ru/