[room] (157 B5<K)

Alexandr Petukhov petukhov.alexandr на gmail.com
Сб Мар 28 11:36:00 MSK 2009

Pavel N. Solovyov пишет:

> 	Жалко, что шведы о ней не знают.

    Видимо плохо искали, в шведских хрониках. Да и если уж на то пошло,
то стоит изучить на сей предмет записи Ливонского ордена и Римской
католической церкви.
    Вот что пишет  Н.М. Карамзин в Истории государства Российского:
"Король Шведский, досадуя на Россиян за частые опустошения Финляндии,
послал зятя своего, Биргера, на ладиях в Неву, к устью Ижеры, с великим
числом Шведов, Норвежцев, Финнов. Сей Вождь опытный, дотоле счастливый,
думал завоевать Ладогу, самый Новгород, и велел надменно сказать
Александру: «Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле
твоей». Александр не изъявил ни страха, ни гордости Послам Шведским, но
спешил собрать войско; молился с усердием в Софийской церкви, принял
благословение Архиепископа Спиридона, отер на Праге слезы умиления
сердечного и, вышедши к своей малочисленной дружине, с веселым лицом
сказал: «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите
с вашим Князем!» Он не имел времени ждать помощи от Ярослава, отца
своего; самые Новогородские воины не успели все собраться под знамена:
Александр выступил в поле и 15 июля [1240 г.] приближился к берегам
Невы, где стояли Шведы. Там встретил его знатный Ижерянин, Пелгуй,
начальник приморской стражи, с известием о силе и движениях неприятеля.
Здесь современный Летописец рассказывает чудо. Ижеряне, подданные
Новогородцев, большею частию жили еще в идолопоклонстве; но Пелгуй был
Христианин, и весьма усердный. Ожидая Александра, он провел ночь на
берегу Финского залива во бдении и молитве. Мрак исчез, и солнце озарило
необозримую поверхность тихого моря; вдруг раздался шум: Пелгуй
содрогнулся и видит на море легкую ладию, гребцов, одеянных мглою, и
двух лучезарных Витязей в ризах червленных. Сии Витязи совершенно
походили на Святых Мучеников Бориса и Глеба, как они изображались на
иконах, и Нелгуй слышал голос старшего из них: «Поможем родственнику
нашему Александру!» По крайней мере так он сказывал Князю о своем
видении и предзнаменовании столь счастливом; но Александр запретил ему
говорить о том и как молния устремился на Шведов. Внезапность, быстрота
удара привела их в замешательство. Князь и дружина оказали редкое
мужество. Александр собственным копием возложил печать на лице Биргера.
Витязь Российский, Гавриил Олексич, гнал Принца, его сына, до самой
ладии; упал с конем в воду, вышел невредим и бодро сразился с Воеводою
Шведским. Новогородец Сбыслав Якунович с одним топором вломился в
середину неприятелей; другой, именем Миша, с отрядом пехоты истребил
шнеки их, или суда. Княжеский ловчий Яков Полочанин, предводительствуя
горстию смелых, ударил на целый полк и заслужил отменное благоволение
Александра, который везде был сам и все видел. Ратмир, верный слуга
Князя, не уступал никому в храбрости: бился пеший, ослабел от ран и пал
мертвый, к общему сожалению наших. Еще стоял златоверхий шатер Биргеров;
Отрок Александров, Савва, подсек его столп; шатер упал, и Россияне
возгласили победу. Темная ночь спасла остатки Шведов. Они не хотели
ждать утра: нагрузили две шнеки телами чиновников, зарыли прочих в яму и
спешили удалиться. Главный Воевода их, Спиридон, и Епископ, по рассказам
пленников, находились в числе убитых. Урон с нашей стороны был едва
заметен, и сия достопамятная битва, обрадовав тогда все наше горестное
отечество, дала Александру славное прозвание Невского. Обстоятельства ее
тем для нас любопытнее, что Летописец, служа сему Князю, слышал их от
него самого и других очевидцев."
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/kar04_01.htm