[room] знание | сомнение | вера

Пт Ноя 14 18:22:37 MSK 2008

On Fri, Nov 14, 2008 at 06:03:26PM +0300, Michael Bykov wrote:
> присуще - слабо сказано. Вера и сомнение - противоположности (имхо).

Мне так не кажется: вера без сомнения -- или редчайший дар,
или фанатизм.

Да и батюшки говорят, кого по делам знаю -- что сомневаться
и вдумываться куда полезней, чем бездумно уши развешивать.

> Но нет знания без сомнения.

Со-мнения, кстати.  Сопутствующего мнению.

> Вот такое дерево:
>
> вера - сомнение

вера - неверие

>     мнение - знание
>       недоказанное - доказательное знание
>
> Это дерево нельзя обойти. Чем более доказательно знание, тем
> больше в его основе предположений, аксиом, убеждений научного
> сообщества, дыр в логике, пропущенных поворотов мысли и прочая
> и прочая. Тем более это искусственная конструкция.

Ага, и тем более в ней на самом деле /веры/, а не доказательства.
Любимый пример -- "а вы в электроны верите?" :)

> Поэтому люди разумные знают, что они не могут говорить о вере
> доказательно.  И не напрягаются поэтому.

Ммм... согласен.  Кстати, и к другим не пристают.

> Можно верить, что твоя вера лучше. В чужую веру ты не веришь,
> ты можешь только знать о ней. А знать о ней нельзя

Здесь есть изъян: я, например, некоторое время (~1996?) ходил
с протестантами.  А до того присматривался к восточным религиям.
Ещё же раньше был ярым безбожником.

Поэтому в некоторой мере я могу судить о всех этих видах веры.

> вообще знать о вере нельзя.  Поэтому глупо думать, что чужая
> вера хуже.

Ну почему -- плоды же можно видеть.  Дальше смотреть -- если они
с постулируемым согласовываются, то и его можно оценивать по ним.