[room] [Comm] [JT] направление ALT Linux

Вс Июн 3 13:05:49 MSD 2007

On Thu, May 31, 2007 at 01:10:49PM +0300, Michael Shigorin wrote:

MS> Я вот тоже говорю такие вещи и удивлялся несколько лет назад
MS> некоторым виденным, кхм, нелогичностям -- как сейчас народ
MS> справляется, толком не знаю, поэтому и выводов не делаю.

По своему опыту -- крупные клиенты хотят не только качественный
дистрибутив, они хотят знать с кого лично можно шкуру содрать если что-то
сглюкается. Поэтому они платят за поддержку даже тогда, когда работ вообще
не проводится, их это не интересует. Для них техподдержка это страховка, а
если в договор включены какие-либо пункты о компенсации ущерба то они
вообще довольны на удивление даже если исполнитель уже лет 5 как забыл
пароли на клиентский сервер. Ибо им нужно не чтобы исполнитель работал, им
нужны гарантии что решение будет работать, и что если оно сглюкнется они
будут знать к кому приехать деньги трясти за это.

Мало того, по той же причине они склонны требовать меньший функционал за
большие деньги. И даже если есть дистрибутив развертывающийся одним кликом
они все равно хотят чтобы этот клик сделал интегратор.

А мелкие клиенты наоборот -- платят мало, объемы работ безумные, за
поддержку платить категорически не хотят но при этом названивают каждый
день с глупыми вопросами.

Крупный клиент интересуется "сколько я смогу заработать если вам заплачу",
мелкий интересуется "сколько денег вы мне можете сэкономить?".

Так что если делается действительно качественный продукт, то с крупными
клиентами работать очень выгодно -- можно поставить и проводить только
профилактические работы изредка. А вот если продукт глючный, то они либо
сбегут, либо разорят, а могут ещё и телесные повреждения нанести
совершенно случайно.

Я сейчас скажу страшную вещь -- техподдержка бессмысленная с точки зрения
бизнеса штука, и на ней можно только прогореть. Зарабатывают не на
техподдержке, а на гарантиях, а уж саппортеры это внутренний инструмент
для обеспечения этих гарантий.

Гарантии стоят очень дорого, обычная техподдержка стоит на рынке чуть ли
не меньше себестоимости. Так что продается не саппорт, продаются гарантии.
А страховой бизнес, как известно, весьма прибылен если вести его грамотно.