[room] вместо послесловия

Пн Янв 30 07:52:25 MSK 2006

On Sat, Jan 07, 2006 at 05:09:29PM +0200, I wrote:
> 	Поздравляю!

Вот, начал.  Сегодня дочитал.  Простите.

Хочется вместо аргументов, поучений и умных выводов историю
пересказать: в Оптиной пустыни на Пасху 1993 года один
культпросветработник зарезал трёх монахов.

Люди, которые с ними общались, написали о них книжку:
  Пасха красная // Н.А. Павлова, 2002
  ISBN 5-8305-0030-2

Кто хочет, почитайте кусочки.

--- послесловие

У Господа много святых, но эти свои, и все в их жизни для нас
узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск
Бога.  Их жизнь похожа на жизнь многих, -- внешне обычную и вроде
устроенную, но кровоточивую изнутри.  Вся Россия ныне --
кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе, перепробовавшей
на себе все учения и лечения от марксизма до мондевиализма,
похоже, сбывается притча о кровоточивой жене: "много претерпела
она от многих врачей, истощила то, что было у нее, и не получила
никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние" (Мк. 5, 26).

--- из дневника о.Василия

    Моисей                     Христос
Разделил море.             Прошел по водам.
Испросил манну небесную.   Насытил 5 тысяч 5 хлебами.
Извел от камня источник.   Претворил воду в вино.
Землетрясение: наказание   Укротил бурю.
Дафана и Авирона.

---

Диавол готов нам придать вдесятеро здравого смысла и умножить
тысячекратно наши практические сведения, лишь бы украсть у нас
знание крестное, при коем сможем стать одесную Бога.

---

Действия лукаваго направлены на разрушение Божественного строя,
порядка жизни, то есть на разрушение красоты и премудрости.
Потому что Божественный строй (иерархия во всем, послушание по
любви) это и есть премудрость и красота, совершенство, полнота.

1. Первое средство разрушения -- окрадывание духа, внутреннего,
оставляя мертвенность внешнего.

2. Второе средство -- разгорячение духа по страстям, рождающее
беспокойство, неустройство, желание изменить внешнее, стремление
к мнимому лучшему.

---

Вне Церкви можно иметь все -- только не спасение.

Крест -- готовность к благодушному подъятию всякой скорби,
посылаемой Промыслом Божиим.

---

Грех -- это разлучение с Богом.  Исполнение своей воли, отлучение
своей воли от воли Божией.  Непослушание.  И как при расставании
с любимым человеком горько на душе, так и при разлучении с Богом
через исполнение /своей/ воли душа начинает страдать и плакать.
Здесь опыт.

--- воспоминания об о. Василии

24 октября 1998 года на собор Оптинских старцев на могиле
новомученика Василия Оптинского произошло исцеление, знаменующее
его участие в торжестве Оптинских святых и утверждающее нас
в мысли: это на земле все раздельно, а в Царстве Небесном --
единение в любви.

Рассказывает инокиня Георгия, в ту пору геолог Людмила Васильевна
Толстикова: "24 октября 1998 года на Собор Оптинских старцев я
пришла после литургии на могилы новомучеников.  Тут подходит
паломник, как-то странно и неловко прижимает к себе листки бумаги
и просит меня набрать ему в эту бумагу земельки с могил
новомучеников.  "Разве вы сами не можете?" -- удивилась я.
Но взглянула на его руки, и мне стало стыдно: кисти рук были
бледно-восковые, как у мертвеца и, он не мог владеть ими.
Набираю ему земельки и говорю: "Да вы хоть руки приложите
к могилкам".

Наклонился он над могилкой о. Василия, водит руками по земле.
Вдруг засмеялся и показывает мне розовые живые пальцы: "Смотрите,
-- говорит, -- руки живые, а врачи хотели мне их отнять".  У меня
даже слезы из глаз брызнули: "Напишите, -- говорю, -- о вашем
исцелении".  А он все шевелит пальцами, смотрит на них, улыбаясь,
и говорит: "Лучше вы с моих слов напишите.  Вот мой адрес:
249431, Калужская область, Кировский район, п/о Мало-Песочное,
Акимов Алексей Николаевич".

Чтобы официально засвидетельствовать свое исцеление паломник
Алексей Акимов после возвращения из Оптиной сходил к врачу
и прислал в монастырь письмо со вложенной в него медицинской
справкой:

  Справка. Выдана Акимову Алексею Николаевичу, 1962 г.р.,
  д. Мало-Песочное, в том, что 27/X - 1987 г. он перенес
  перелом н/з левого плеча, открытый перелом обеих костей левого
  предплечья в н/з, перелом фаланги 1п., рваная рана левого
  плеча, размозженая рана 1 п. левой кисти.  Травматологический
  неврит локтевого, лучевого нервов с нарушением функции левой
  руки.

  На рентгенограмме 27/X - 1987 г.: Оскольчатый перелом н/з
  левого плеча, Оскольчатый перелом обеих костей предплечья
  н/з слева.  Отрыв шиловидного отростка локтевой кисти.
  Перелом фаланги 1 пальца.

  20/XI - 1998 г. при осмотре: Функция левой кисти восстановлена.

  Врач Шилова Алла Григорьевна (печать поликлиники).

Из письма Алексея Николаевича Акимова:

"Коротко о себе.  По профессии я тракторист, семьи нет, а потому
я более свободен чем семейные и люблю посещать святые места.  Как
называется моя болезнь, не знаю: плохое кровообращение в кистях
рук.  Выражалось это в плохой переносимости холодной погоды
и общем плохом самочувствии.  Были обескровлены третий и
четвертый пальцы обеих рук и выглядели белее бумаги.  Началось
это омертвение в апреле, а в сентябре болезнь обострилась.
В поликлинике Кировского района мне выдали больничный лист,
и врач Алла Григорьевна Шилова велела держать руки в тепле.
Мне было не совсем удобно надевать перчатки при 15 градусах
тепла, но врач настаивала, предупредив, что иначе может начаться
гангрена.

Алла Григорьевна направила меня на обследование в Калужскую
областную больницу.  Там мне сделали рентгенограмму, установив
при обследовании, что кровообращение в кистях обеих рук крайне
низкое.  Даже в помещении больницы руки замерзали.

Сразу после больницы я приехал в Оптину на праздник преподобного
Амвросия, и руки замерзали даже в храме.  В Оптиной пустыни я
бывал и раньше, но на могилы новомучеников не ходил.

24 октября 1998 года я стал размышлять, что угодники Божии
новомученики иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт --
святые.  И решил набрать земли с их могилок.  У могилок была
Людмила Васильевна, и я попросил ее набрать мне земли с могил,
т.к. самому мне это было сделать трудно.  Увидев мои побелевшие
пальцы, Людмила Васильевна предложила помолиться об исцелении
новомученику Василию Оптинскому.  Я стал молиться и положил руку
на могилу о. Василия.  Минут через пять кисть руки потеплела,
а через десять минут пальцы порозовели и кровообращение
восстановилось.

В тот же день я работал в монастыре на послушании -- возил на
тачке дрова.  О своем исцелении я рассказал тогда послушнику
Вадиму (ныне иеродиакону Тимофею -- ред.,) и показал имевшееся
у меня с собой заключение врачей из Калужской больницы о моем
заболевании.

Слава за все угодникам Божиим!  Спасибо за все Господу!

20 ноября 1998 г."

--- "с чего это попу честь отдают"

"Он был монахом из старой Оптиной", -- сказал об о. Василии
иеромонах Даниил.  А в старину оптинских монахов отличали прежде
всего по одежде -- грубые, тупоносые "оптинские" сапоги и дешёвая
мухояровая ряса.  Ряса у о. Василия была выношенная и в заплатах,
а его единственной обувью были кирзовые солдатские сапоги.  Когда
о. Василий служил на подворье в Москве, его не раз пытались
переобуть в легкие ботинки, но из этого ничего не вышло.  Между
тем стояло такое жаркое лето, что на солнцепеке плавился асфальт.

Из воспоминаний монахини Ксении (Абашкиной):
"Когда о. Василий пришел в монастырь, то они с о. Ф. решили
подвизаться, как древние, имея одну одежду и одни казенные
сапоги.  Потом у о. Ф. заболели ноги, и он сменил обувь.
А о. Василий в великом терпении так и дошел в своих сапогах
до райских врат.

Помню, в Москве мы поехали с ним освящать квартиру моих
родителей.  Жара была умопомрачительная -- градусов 30,
а о. Василий был в шерстяной рясе, в кирзовых сапогах и нес
большую сумку.  Я спешила, а он меня попросил идти медленней,
сказав, что после службы ноги болят.  Как раз перед этим он ездил
отпевать старушку, так разложившуюся на жаре за четверо суток,
что все избегали подходить к гробу.  И вот идем мы с батюшкой
по жаре, а навстречу четыре милиционера.  Вдруг они разом, как
по команде, отдали батюшке честь.  Отец Василий удивился:
"С чего это попу честь отдают?"  А поразмыслив сказал: "Они люди
служивые.  Кому, как не им, понять попов?  Простому человеку
не прикажешь стоять на жаре рядом с четырехдневным разлагающимся
трупом".

Еще по дороге нам встретился мой знакомый, ставший после избиения
"дурачком".  А раньше он был кинооператором, имел жену, любовниц
и много пил.  "Блажен, получивший воздаяние на земле", -- сказал
о нем тихо о. Василий, и всю дорогу молча молился по четкам.

В квартире родителей обнаружилось, что моя мама без креста.
И пока она искала свой крест, о. Василий рассказывал ей, что
раньше рабу заковывали на шею кольцо с именем его хозяина.
"И вот однажды мы умрем, -- говорил он, -- и придем на Суд
к нашему Владыке.  А Господь спросит: чьи вы рабы?  И тех,
у кого есть на себе его знак, призовет к себе, а на других
и не взглянет".

Молебен по освящению квартиры о. Василий служил так вдохновенно
и мощно, что от его пения, казалось, сотрясались все пять этажей
нашей "хрущобы".  Он щедро окропил квартиру святой водой,
и остановившись перед чуланом в коридоре сказал, что бесы
особенно любят прятаться по темным углам.  Мы открыли чулан,
а о. Василий влез туда, тщательно покропив все углы.  Потом вышел
на лестничную площадку, сказав: "И тут их много".  И окропил всю
лестницу в подъезде под нами и выше нас.

После освящения квартиры дух в доме изменился.  Если моя мама
до этого нехотя согласилась позвать "попа", то теперь она стала
ходить в церковь, причащаться, а однажды открыла мне семейную
тайну: оказывается, ее папа, а мой дедушка был священником,
и в годы гонений его убили лишь за то, что он "поп".  А еще
дедушка-священник говорил, что мы из рода Говоровых, то есть
из рода святителя Феофана Затворника.  Ничего этого я не знала,
и лишь в 26 лет крестилась в Оптиной вместе с моими детьми.

В Оптиной пустыни я сперва по послушанию убиралась в храме
и поневоле обратила внимание, что о. Василий подолгу молится пред
мощами преподобного Амвросия и у могил Оптинских старцев.  Даже
если мимо идет по делу, обязательно остановится и помолится.

[...]

"Отец Василий, -- спрашиваю, -- почему к Господу, святым
и владыкам мы обращаемся на "ты": "Святейший владыко,
благослови", а к батюшкам на "вы"?" -- "Они сильные и не
повредятся от нашей близости, -- ответил о. Василий, --
а мы, попы, немощные, и из уважения к нашей немощи к нам
надо обращаться на "вы"".

---

[о крещении сорока в тюрьме]

[о предсказании для жителей г. Сосенского]

---

-- Батюшка, я курю и буду курить.
-- Ну что мне тебя за это сигаретой убить?  Но ведь скорби от
курения будут, и курякам стяжать благодать -- все равно что воду
решетом таскать.

---

-- Отец Василий, что делать?  Все идут в храм, а я в аптеку:
то дети болеют, то свекровь.
-- Главное -- исполнить заповедь любви.  Это превыше всего.

---

[о помощи в строительстве]

[о исцелении; еще о исцелении]

[о прозорливости; и исцелении]

---

Рассказ сотрудника Сретенского монастыря раба Божия Павла:

"Однажды с игуменом Ипатием мы долго стояли у могилы о. Василия.
Отец Ипатий рассказывал мне о нем и советовал молиться
о. Василию, когда будет нужда в скорой помощи.  Прошло немало
времени, пока я вспомнил об этом.  А вспомнилось так.

Возвращались мы из Печор и наш новенький "ЗИЛ" вдруг сломался.
Оказалось, порвался приводной ремень и при попытке связать его
буквально рассыпался в руках.  И тут начались наши мытарства.
Вблизи никаких населенных пунктов.  Останавливаем машины с
просьбой помочь, но откуда у легковушки "зиловский ремень"?
И вот что интересно -- много разных машин прошло мимо нас,
а "ЗИЛа" ни одного.

Просим водителей позвонить в авторемонт, но они так вяло обещают,
что видно -- вряд ли будут звонить.  Так прошел не один час.
Становилось темно, да еще и дождь пошел.  Ситуация была до того
безвыходной, что я в сердцах пнул по колесу и из меня вырвалось:
"Ну, о. Василий, помогай, раз о. Ипатий велел молиться тебе!"
Прости меня, Господи, что так грешно "помолился".  И вдруг глазам
своим не верю -- прямо к нам с пригорка катит "зилок".
А водитель тормозит, улыбаясь: "Что -- загораем?  Помощь нужна?"
Я лишь молча показываю обрывки ремня.  Шофер смеется: "Полезай
в кузов!"  Залезаю и вижу -- в пустом кузове стоит ящик, полный
новеньких "зиловских" ремней.  Что со мной было и так понятно.
А шофер нам про запас ремней еще дал.  В общем ехали мы потом
и всю дорогу благодарили Господа и нашего скорого помощника
о. Василия".

--- из последних записей в дневнике о. Василия; без дат

Что легче?  Терпеть голод в желудке или совесть, оскверненную
чревоугодием?  Что легче?  Терпеть тяготу данного послушания или
тяготу совести, оскверненной саможалением, самолюбием и как
следствие -- отказом от послушания?

Всюду труд, всюду терпение, всюду тягота жизни.  Но в одном
случае помогает Господь, а в другом отступает.  В одном случае
иго Господне, в другом -- иго диавола.  Господь не отнял
окончательно наказания за грех -- тягота жизни осталась, но жизнь
преобразилась в Духе.  Дух этот дается несущим иго Христово,
выбирающим исполнение заповедей Божиих, а не служение плоти
и крови.  Господи, даждь ми силу избирать во всем иго Твое благое.

---