[room] Всеведение бога и свобода воли человека

Nick S. Grechukh =?iso-8859-1?q?gns_=CE=C1_tpway=2Ecom?=
Пт Фев 24 18:25:29 MSK 2006

В сообщении от 24 февраля 2006 17:08 Pavel N. Solovyov написал(a):
> Кстати, о птичках. Электричество магией никогда не считалось...
смотря кем. продемонстируйте электроприборы в глухом сибирском селе
каким-нибудь эвенкам.

а ПВС я когда-то квотил в talk@, но видимо надо повторить:

"Все мы наивные материалисты, думал я. И все мы рационалисты. Мы хотим, чтобы
все было немедленно объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке
уже известных фактов. И ни у кого из нас ни на грош диалектики. никому в
голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением
может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление
сверхъестественным и, следовательно, невозможным. Вот, например, как бы мэтр
Монтескье принял сообщение об оживлении мертвеца через сорок пять минут после
зарегистрированной остановки сердца? В штыки бы, наверное, принял. Так
сказать, в багинеты. Объявил бы это обскурантизмом и поповщиной. Если бы
вообще не отмахнулся от такого сообщения. А если бы это случилось у него на
глазах, то он оказался бы в необычайно затруднительном положении, как я
сейчас, только я привычнее. А ему пришлось бы либо счесть это воскрешение
жульничеством, либо отречься от собственных ощущений, либо даже отречься от
материализма. Скорее всего он счел бы воскрешение жульничеством. Но до конца
жизни воспоминания об этом ловком фокусе раздражало бы его мысль, подобно
соринке в глазу..." http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=4576&page=6

--
With best regards, Nick S. Grechukh
System Administrator