[room] в чем "фишка" Open Source?

Пт Фев 24 17:07:00 MSK 2006

On Fri, Feb 24, 2006 at 02:39:42AM +0300, Sergey Stepanov wrote:

SS> Товарищ совершенно прав. При написании не OS программы, на тебя ложится
SS> ответственность за качество программы, ее надежную работу и
SS> юзабельность. Ежели ты пишешь OS программу, то на эти критерии ты можешь
SS> положить - всеравно же раздаешь бесплатно.

Ты можешь написать дряную программу как OS, так и проприетарную. Но если
она дряная ее не будут покупать.

Разница с OS тут в том, что если проприетарщик уникальную но кривую
программу сможет продать, то автор OS программы не сможет. Потому как
быстро сделают форк, и все бонусы поимеет как раз автор форка.

Пример с xorg vs xfree86 мы уже можем успешно наблюдать.

SS> И тут мерило качества
SS> программы - только твое желание/умение сделать хорошо. У многих
SS> разработчиков это свойство характера очень быстро улетучивается,
SS> так как нет веских стимулов писать программу, которой можно было бы
SS> беспроблемно пользоваться. Поэтому под линухом мы имеем столько
SS> сырых, недоработанных программ, и программ, поддержка которых
SS> прекратилась. И никого нельзя упрекнуть - программы-то опен сорцные.

Причина совсем другая. Человек написал программу _для себя_. Понял что не
справшяется -- и забил. Если программа была проприетарная она просто
исчезла, если же open source то осела на каком-нибудь ресурсе вроде
sf.net.

Процент сырых программ и закрывшихся проектов в OS мире гораздо ниже. В
том числе за счет того, что ценный проект будет подхвачен другим
мантейнером.

> [...]
SS> надежные и удобные программы. Гораздо лучше написать нечто
SS> "чтоб работало", потом растрезвонить саморекламой, что эта разработка -
SS> уникальная, легко конфигурабельная система для таких-то и таких-то
SS> нужд. Обычно на эту удочку попадаются несколько заказчиков-неудачников,
SS> которые в погоне за дешевизной (обычно за внедрение просят немного)
SS> начинают пользоваться этой уникальной разработкой. И превращаются
SS> в дойную корову. Потому что определенные деньги уже заплачены,
SS> и работа вроде идет, но постоянно нужно что-то еще, а за эту хотелку

А теперь пойди и посмотри на MySQL AB. Посмотри как Oracle исходит
соплями, потому что эти ребята реально мешают ораклу деньгу делать. И при
этом с голоду MySQL AB явно не пухнут -- нанимая специалистов по всему
миру на вполне хорошие зарплаты.

OpenSource модель разработки, и никакой благотоврительности -- просто
очень грамотный бизнес.

SS> Кроме того, чем запутаннее и сложнее программа - тем сложнее ее
SS> сопровождать, и тем сложнее заказчику слезть с крючка
SS> и начать сопровождать ее своими силами. Поэтому обычно такие программы
SS> имеют свои "особенности", которые по-хорошему, в нормальном коммерческом
SS> продукте, надо немедленно исправлять. "Особенности", например
SS> особенности настройки, накапливаются по мере разработки,
SS> и играют только на руку "разработчикам", так как только этот разработчик
SS> и способен более-менее правильно делать настройку/доводку программы.

В коммерческих продуктах такие вещи _никогда_ не исправляют. А вот в
свободных часто это делают сторонние разработчики.

Скажем вот есть компания Digium со своим Asterisk. У Астериска есть
некоторое количество заметных недостатков, привязывающих его к
оборудованию Digium.

Сейчас сторонние разработчики вносят в него изменения ликвизирующие эту
зависимость. И де-факто вынуждают Digium включать эти изменения в
дистрибутив.

А когда они начали зарываться -- мгновенно появился openpbx.org, как форк
с другой политикой.

Поэтому основной разработчик вынужден быть квалифицированым и порядочным.
Иначе его просто сметут.

SS> А еще разботчик может организовать курсы по подготовке специалистов
SS> по работе и сопровождению своей программы. За это тоже можно
SS> брать деньги. Обычно на этих курсах часть "неочевидной" информации
SS> передается обучающимся, чтобы они хотя бы понимали архитектуру
SS> данного решения и при проблеммах хотябы представляли, откуда ноги
SS> растут.

...после чего они возьмут, например, и исправят. Достаточно появления
рядом с продуктом одного альтруиста или просто обиженного на такую
ситуацию, чтобы сделать бизнес на сокрытии информации и кривизне
невозможным.

А проприетарщики так поступают _практически все_.

SS> Первый - это лечь под крупную корпорацию типа Sun, развивать свое
SS> OS решение, и дать этой корпорации право использовать ваши
SS> разработки в своем бизнесе. Как пример - писали OpenOffice, а все
SS> наработки, после отладки и проверки бесплатными бетатестерами,использовались в StarOffice.

Ну и? OpenOffice дал сообществу две вещи -- стандарт на формат документа и
неплохую совместимость с форматами MS Office. А так, как и все изначально
проприетарные разработки имеет на редкость дерьмовый код.

> [...]
SS> выровнялась с появлением нормальных релизов OpenOffice и удобного
SS> браузера в виде FireFox. Таким образом, начал ломаться стереотип,
SS> что если браузер - то IE, если офис, то MS. За одно только это
SS> корпорации типа Sun/IBM готовы выкладывать хорошие суммы. И
SS> постоянно выкладывают, чтоб микрософт "не убежала" вперед. Как пример,
SS> у микрософт появился новый формат *.doc (XP), в OpenOffice появилась
SS> его поддержка. У микрософт появилась платфома NET, у "нас"
SS> появилось MONO. И т. д. И это стоит денег.
SS> Вот примерно так и происходит заработок в OS сфере.

Это все звучит конечно круто, а вот реально есть RedHat, с которым не
брезгует заключать контракты IBM. Есть SuSE, которую купили Novell, не
пожалев денег. Есть да же MySQL, которая сейчас одна из самых известных в
IT торговых марок, однако. Есть Zend со своим PHP, которая захватила
практически все low-end web-строительство и большой кусок enterprise (хотя
их решения и не пригодны для этого рынка).

И все находят какой-то прок от OpenSource.

Но таки да, действительно, написав маленькую простую утилиту ее можно
_продать_ только как shareware. В OpenSource мире она не принесет ни
копейки, гарантировано.