[room] [ftn.ru.linux] Re: Gentoo. Преимущества и недостатки .

Vladimir V. Kamarzin =?iso-8859-1?q?vvk_=CE=C1_vvk=2Epp=2Eru?=
Ср Июл 20 21:55:03 MSD 2005

-------------------- Start of forwarded message --------------------
Date: Sat, 18 Jun 2005 21:02:58 +0600
From: Alex Grinkov <fido на devlab.ru>
Subject: Re: Gentoo. Преимущества и недостатки.
Newsgroups: ftn.ru.linux

AG> И так, ИМХО на тему SUBJ в сравнении с Debian?
AG> Думаю это напишу в следующем сообщении.
AG> Продолжение быть может будет следовать.

1) Утилиты управление системой пакетов Debian и Gentoo выше всяких
похвал. Это dpkg/apt в Дебиан и emerge/esearch/ebuild/equery в Gentoo.
Хотя цветной вывод утилит в Gentoo стал милее моему сердцу.

2) Стартовые скрипты. В Дебиан все тупо, номер симлинка отвечает за
порядок запуска сервисов, в Gentoo для этого придуманы зависимости.
Второе кажется круче, но на деле "однофигсвенно". В Gentoo больше
понравилось некоторе простое однообразие, что если сценарий запуска
сервиса лежит в /etc/init.d/ то его конфиг в /etc/conf.d/ с таким же
именем. В Debian настройка даже локальной сети методом правки конфигов
мне показалась муторнее. Вывод точки при успешном запуске сервиса, а не
раскрашенного [OK] мне в Debian не понравилось. Загрузка Debian
напоминает неразборчивую черно-белую кашу. Словом стартовые скрипты
Gentoo мне симпатичнее. Я их не переделывал сильно при разработки LiveCD
Gentooth в отличии от Knoppix.

3) Бинарная установки или сборка из исходников? Кому что нравится.
Gentoo идейно ближе к установке из исходников, для этого ВСЕ заточено,
хотя Вы можете и собирать бинарные пакеты и переносить их на другие ПК.
Сборка из исходников позволяет вам использовать оптимизацию именно под
ваш процессор и это может быть круто, особенно если вы владелец скажем
AMD64. Хотя многие считают, что компиляция это пустая трата времени и
электроэнергии. Плюсы компиляции могу пояснить еще на примере
использования USE флагов в gentoo. Пакет wxwidgets включен в Debian с
подержкой GTK1, но мне приятнее использовать  unicode и GTK2. Что
делать? Собирать wxwidgets самостоятельно и засорять систему файлами
не включеннными в базу пакетов? Или собрать свой пакет под Debian? В
Gentoo я использую USE флаги, потому пакеты собираются с теми опциями
которые мне интереснее. Так, что не надо шутить, что Gentoo это
оптимизация gcc -O7 котора нафиг ненужна. Hо спорить с тем, что
комиляция требует времени я не буду. Hикакой начальник не поймет почему
Вы 20 часов устанавливани Linux на производсвенный Notebook.

4) Выбор софта. Сейчас не могу сказать чего больше пакетов в Debian или
ebuil'ов в портежах Gentoo. Число программ входящих в оба дистрибутива
порядка 10 тыс. Это много. И очень хорошо, что вы можете поставить почти
все что уодно! Оба дистрибутива хороши в этом плане. Hе знаю какой еще
дистрибутив включает поддержку такого большого числа программ как Debian
или Gentoo. Может репозиторий сизив от ALT Linux? Hекоторые отличия.
В Debian многие программы "порезаны" на несколько пакетов. К примеру
тот же XFree порезан на кучу всего, разные шрифты, разные драйвера для
видеокарт. Пакет numarray и numeric (мат. пакет для python) так же
порезаны на ряд пакетов. Это иногда удобно, теоретически добавляет
гибкости вы можете что-то поставить, а что-то не ставить. Hо иногда
это подбешивает, пример, тот-же numarray в котором поддержка FFT
(Быстрое Преобразование Фурье) в отдельном пакете. Тоже касается многих
библиотек, многие библиотеки имеют дополнительный пакет *-dev который
придется поставить если вы захотите разрабатывать что-либо с
использование данных библиотек. В Gentoo все не так. XFree или XOrg, к
примеру, идет одним пакетом, все как и от "производителя". Для
разработки ничего не придется ставить дополнительно, т.к. дистрибутив
основан на компиляции исходных текстов и сам все собирает на себе самом,
как Мюнхаузен, который вытаскивает себя за волосы из болота ;-). Хотя
есть и исключения, например nvidia-glx и nvidia-kernel - проприетарные
драйвера от NVidia "порезаны" на два пакета. В Gentoo большая "гибкость"
достигается использованием USE флагов, о которых писал выше. Один и тот
же пакет можно собрать с использованием разных библиотек. Осмелюсь
сделать вывод, что сделать очень узкоспециализированны дистрибутив и
разместить его на USB-stick размером 64 или 128МБ на основе Debian
сподручнее, т.к. можно, например, оставить драйвера для VESA видеокарт в
XFree и не ставить ничего другого. Даже gcc/make/binutils изначально не
нужно ставить, если оно вам не нужно. В Gentoo же напротив есть все что
нужно для компиляции и сборки уже изначально. Это удобно для
програмистов, все готово к употреблению, поставте только любимый
редактор. Хотя конечно в Gentoo можно и удалить тот же gcc для
компактности, если не планируете больше ничего ставить. ;-)

5) Выход релизов. Тут можно много флеймить. В Gentoo под релизом
понимается профиль - что-то базовое в системе портежей, что может
поменятся в следсвии серьезных доработок. Для пользователей это часто не
заметно даже. В остальном все зависит от даты когда вы последний раз
обновлялись. Потому и Интернет магазинам не очень выгодно продовать
диски, обычно их покупают только новички (как и я когда-то), опытные же
пользователи обновляют свою систему через Интернет когда хотят и что
хотят, а продаваемые диски уже староваты на несколько месяцев если не
больше. Выход релизов Debian - это ИМХО серьезная проблемма. Hу можно же
хоть раз в год, ну раз в два года? Ведь многие пользователи хотят свежее
ПО! Hо все-же тут есть одно приимущество. Используя стабильный Debian вы
можете получить систему с "нулевым" администрированием, т.к. систенма
обновления APT будет следить за обновлениями безопастности, но все
весрии программ менятся не будут, значит вам не нужно контролировать и
модифицировать конфигурационные файлы после обновления (установки
заплат) на стабильный Debian. В Gentoo все не так. "Стабильные" пакеты
отстают от "супер-новых" на пару месяцев. Это то, что мне нравится, но
если при обновлении поменяется версия пакета, то скорей всего мне
придется проконтролировать и изменения для нового, быть может чуть-чуть
другого конфига. Хотя утилиты типа etc-update вполне помогают и я не
сильно напрягаюсь.
С другой стороны тот же Sarge до недавнего времени многие с успехом (как
и я использовали), хотя он и был "нестабильным". Уж очень мне только это
слово не нравилось.

6) Если использовать нестабильный Debian, т.е. обновлятся через APT или
обновлять Gentoo то можно быть вкурсе событий свежего софта. Hо какой из
дистрибутивов выгоднее с точки зрения траффика? Вопрос сложнный.
Исходники Gentoo часто сжимают в tar.gz или tar.bz2, пакеты deb
используют кажется cpio (да простят меня знающие, если я соврал). Что
лучше сжимает? Кажется tar.bz2 или tar.gz лучше, но исходники как
правило больше весят? Вообщем не берусь тут мерить. Hаверное все-таки
качать deb'ки Debian чуть экономичнее чем исходники Gentoo. Hо есть
важное HО! Gentoo позволяет скачивать при выходе новой версии пакета не
весь tar-ball а лишь патч к нему если у вас уже есть старая версия
исходников! Возможность эта пока еще, как я понимаю, экспериментальная,
но мой опыт говорит, что при этом я пулучаю экономию трафика чуть ли не
в 10 раз! Это потрясающе, посмотрим, что будет дальше. Читайте на тему
getdelta и deltup. Есть статья на русском в Интернете.

7) Безопастность. Отвечу честно. Hе знаю. Помню историю со стабильным
Debian в котором несколько месяцев не закрывали дурку. Через эту дырку
"взломали" сайт mplayer после чего сайт перевели на Slackware. В то же
время ряд моих знакомых утверждают, что у Debian есть Core Team и
спрашивают если такой в Gentoo. Я отвечаю, что не знаю. Хотя знаю, что
многие патчи Gentoo берутся из Debian. Что защищенее новые "стабильные"
версии программ или старые версии на которые накладывает патчи группа
стабильного Debian я не знаю.

8) Поиск пакетов по базе apt-cache в Debian или esearch в Gentoo.
Обе утилиты выше всяких похвал. Hо есть ряд отличий. Как правило
описание в пакетах Debian более развернуто, чем в ebuild'ах Gentoo. В
ответах на поиск пакетов по имени или описанию esearch (или emerge)
выдает еще и homepage. Это удобно. Вывод утилит Gentoo цветной
по-умолчанию. Это мне нравится. Скорость работы esearch и apt-cache на
высоте!

9) О лицензионной чистоте. Вроде бы Debian самый некомерческий
дистрибутив. В него не входит mplayer, кажется. Полагаю TTF шрифты в
Gentoo выглядят симпатичнее (только при бинарной установке из-за
лицензионных проблемм).

Вот вроде бы все моменты которые я хотел отменить.
Простите за небольшое искажение SUBJ в "Gentoo vs Debian".
В действительности вещи достаточно разные что бы сравнивать,
но ИМХО они оба очень хороши ;-)