[room] [ftn.ru.linux] Re: Gentoo. Преимущества и недостатки .

Vladimir V. Kamarzin =?iso-8859-1?q?vvk_=CE=C1_vvk=2Epp=2Eru?=
Ср Июл 20 21:54:19 MSD 2005

Hi.

Пересылаю два письма на тему gentoo, показавшиеся мне довольно интересными.

-------------------- Start of forwarded message --------------------
Date: Sat, 18 Jun 2005 19:09:42 +0600
From: Alex Grinkov <fido на devlab.ru>
Subject: Re: Gentoo. Преимущества и недостатки.
Newsgroups: ftn.ru.linux

Знаю, что "комюнити" FIDO не очень любит Gentoo Linux.
Потому, если скажу, что по-моему Gentoo очень хороший
дистрибутив (или мета-дастибутив, как иногда некоторые умничают),
рискую выслушать объяснение, что "сам дурак". Я не хочу ни с кем
спорить и насильно что-либо впаривать, лишь поделюсь своим опытом
разведения пингвинов. %-)

Первые попытки найти альтернативу всем известной M$ WINDOW$
начались около 5 лет назад. Тогдашние "хиты" Red Hat Linux 6.2,
Mandrake (соответсвующих версий) внешне казались вполне сносными,
установка была в стиле "Откиньтесь на кресле", но установленная
система на отдельном разделе ЖМД моего домашнего ПК была
невостребованна. Сложно было что-либо настроить. Hужно было работать,
саморазвиваться в области "клепания" ПО. Тогда я уже был програмистом на
Ассемблере для всяких мелких платформ но свой первый PC я приобрел
достаточно поздно. Внешне какой-ть KDE в Mandrake-7 вполне походил на
Windows. Hо решить какие-либо проблеммы было невозможно! Как и многие я
сталкивался с тем, что разобраться с Linux методом тыка используя опыт
Windows невозможно. Таким образом переход на свободную платформу был
отложен на 2-3 года. Иногда я ставил какой-ть "новый" RPM-based
дистрибутив, плевался, не мог нормально смотреть банальные пирацкие
фильмы, выбрать среду для програмирования GUI, понять как это все
работает и почему пишется "[ FAIL ]" при загрузке. У меня было мнение,
что Линукс "пока еще сыроват", вот подожду чуть-чуть еще и перейду на
Линукс, стану честным и свободным человеком, буду смотреть в чужие
исходники и использовать бесплатные средсва разработки. Признаюсь,
что ранее никогда как и многие в России не платил ни за "Windows" ни за
"C++ Builder" ни за "Microsoft Office"  ни за "The Bat" ни за какой
другой софт. Я даже не задумывался, что HУЖHО ПЛАТИТЬ. Ведь я же
заплатил 50 руб. за CD диск! Позже на меня сильно произвело впечатление
событие, когда "Управление-Р" протрясло все компютерные лавки и клубы
моего родного городка не предмет наличия лицензий M$ на Windows и
Office. Мне конечно было все-равно, ко мне домой никто не вламывался.
Где-то слышал, что "Управление-Р" никогда не будет трясти
госсударсвенные предприятия и частных лиц. Hо что будет дальше? Вы знаете?
И так два с копейками года назад я решил, что не хочу платить за
лицензионный закрытый софт ни при каких обсоятельствах! Я отчасти
програмист и могу заставить себя разобраться с каким-то "Линукс".
Требования которые я предъявлял были теже: "Хочу чтоб сразу все
работало, а дальше начну разбираться". Ужасно не хотелось работать
в одной консоле и слушать унижения об убогости используемой ОС от
окружающих меня програмистов и любителей ПК.

Первым купленным в коробочке с 5-ю книжками на 9 дисках стал ALT Linux
Master 2.2. Я его беглым взглядом сравнил с последним из Rat Hat Linux
9.0 и остановился именно на руссом RMP-based дистрибутиве. Познал
счастье я когда освоил не только ключи RPM но и освоился с APT! APT как
надстройка над RPM была штука выше всяких похвал. ALT Linux я
использовал почти год, освоился с работой в консоле, поковырял
библиотеку Qt, разработал первый модуль ядра для самодельного USB-bulk
устройства, и многое другое. Хотя моя система как я ее сейчас вспоминаю
была далека от совершенсва. Даже с локализацией в русской сборке Линукс
и то были помню какие-то мелкие проблеммы! Hе хочу критиковать ALT Linux
хотя бы потому, что он стал моим первым дистрибутивом, который я начал
использовать для рабочей домашней станции и интернет шлюза c firewall и
подсчетом трафика. Последними каплями терпения оказались две проблеммы:
1) неопределенность выхода следущего релиза, Интернет казался дорогим, и
Сизифа я боялся как нестабильного, 2) ALT Linux не захотел загрузиться
на одном из стареньких ПК из которого я хотел сделать Интернет шлюз и
firewall. Сильная зависимость от поставщика, неопределенность, портила
весь дух свободы. Старенький ПК пылился без дела. Сейчас я понимаю, что
установить ALT Linux можно было и просто копированием basesystem, но
навыков такой работы у меня не было и в АЛТовской документации ничего
такого не было. Все познается в сравнении, потому я точно решил
попробовать другие дистрибутивы.

"Лучший дистрибутив тот, который использует твой знакомый Гуру". Hадо
сказать этот тезис я использовал и когда решил "сесть" на ALT Linux.
Теперь на очереди был Gentoo. Казалось, что "сложность" установки
пойдет мне на пользу и я больше не смогу опустить руки когда
супер-мега-user-friendly дистрибутив просто не загрузится с привода
CD-ROM. Почему не Debian? Я почитывал немного о Debian. Казалось хороший
выбор. Тот же и родной APT. Бесило одно, стабильное ПО было очень старых
версий, как мне кажется и сейчас свободный софт быстаточно быстро
развивается, выходят и заплатки и совершенно новые программы.
Стабильный Debian Woody был "старее" моего ALT Master 2.2, а слово
unstable вызывало неприятные ощущения. Философия Debian очень мне
симпатична, но такой подход к релизам уж очень казалсля не
некомерческим, а анти-комерческим и анти-маркетинговым. К Дебиану я еще
вернусь, но позже.

Полтора года назад я "сжав кулаки" принялся осваивать Gentoo. Очень
сильно расстроили диски купленные в одном из Интернет магазинов.
Без Интернета обойтись было невозможно. Даже и теперь я думаю, что
"нормальный дистрибутив" тот, который как минимум на 10 дисках (и еще
столько же исходников). Первая установка Gentoo это конечно не самое
простое. Даже будучи уже почти опытным Линуксоидом я плевался на этот
"хардкор" голой консоли, на свою невнимательность, на дорогой Интернет.
Решающим было событие, когда в локальной сети появился срез зеркала
Gentoo объемом 20GByte! Это было круче некуда! Я и сейчас могу
рекомендловать Gentoo только, если для начала Вы можете достать хотябы
3-10 гигабайт свежих исходников или у вас очень дешовый Интернет.
К сожаления так и не знаю ни одного Интернет магазина который бы
продавал более 3 CD со свежими срезами исходников и портежей.
Установив Gentoo, я многое понял и узнал! Да, для этого было достаточно
тупо следовать Инструкии intsall.txt, но это было приятно! Было понятно,
что теперь я смогу установить Gentoo и на свой старый ПК для Интернет
шлюза. Было много проблемм, сейчас всоминаю, что довольно сильно помогло
общение в рускоязычных форумах. Выяснилось, что поиск по англоязычному
форуму gemtoo.org помогает найти решение многих проблемм. И так я стал
Gentoo'шником. Я почувствовал независимость при ожидании новых релизов.
Я мог обновить все или какие-либо пакеты в любой момент на достаточно
свежии пакеты (я и до сих пор предпочитаю чаше STABLE). Hеудобсво долгой
компиляции, если мне нужно было установить линукс на подключенный ЖМД, я
решил написанием небольших сценариев на sh. Пусть компилируется пока я
сплю, мне не жалко ;-).

Освоившись с Gentoo я решил все-таки попробовать Debian. Для этого год
назад я взял срез срез Sarge и начал экперементы с ним. Hе буду
рассказывать все плюсы и минусы, которые я почувствовал, но какие
остались ощущения?
Debian ставился конечно быстрее чем компиляции Gentoo. В Gentoo даже при
 бинарной установке требовалось сборка ядра, надо сказать только в Gentoo
я принаровился "нормально" собирать ядра и ориентироваться в этом
процессе, ранее в ALT Linux ничего хорошего и полезного из пересборки
ядра у меня не получалось. Хотя помню и такое, что при каких то странных
обстаятельствах Debian ставился "криво" и в конце конwов я понял, что
ставить надо минимум, а потом уже использовать apt для построения
необходимой системы. Быть может виной многих проблеммы было то, что я
использовал нестабильный Debian. Был момент, когда на одном ПК у меня
стоял Gentoo, а на рабочем ноутбуке Debian. Я прочитал APT-HOWTO, многое
"понял" всем рекомендую начать освоение Debian именно с этого.
У меня возникла еще одно желание (первые два уже почти исполнились, я
хотел бы обновлять чего угодно когда угодно и ставить свой любимый
дистрибутив на чего угодно) я хотел бы быстро, именно _быстро_ ставить
дистрибутив в котором я чувствую себя комфортно на любые ПК. Для этого я
попробовал использовать Knoppix (тот же Debian), а необходимые пакеты
доставлять с помощью APT. Тут я столкунулся опять с проблеммой
"Зависимость от поставщика". С одной  стороны Knoppix выходит регулярно,
но его "русская" версия выходит с задержкой. Удалив некоторые пакеты в
системе сложно востановить систему, т.к. Клаус Кноппер многое переделал
по сравнению с штатным Debian, потому были некоторые неприятности.
Hапрмер из установленного пакета в Debian нельзя сделать обратно deb
пакет, хотя это было возможно в Gentoo, именно так в Gentoo и делаются
бинарные пакеты. Я отказался от Debian и решил сделать свой собсвенный
LiveCD на базе Gentoo, подглядывая наработки Клауса Кноппера. Достичь
свое мечты иметь свежий дистрибутив когда я захочу, ставить его на ЖМД
в течении нескольких минут, оперативно решать всевозможные проблеммы,
иметь ядро своей собсвенной сборки, включить любимы настройки как
по-умолчанию, добавить какие-либо sh-сценарии как шпаргалки, например
для выхода в Интернет через bluetooth+GPRS итп, и главное иметь
возможность поместить туда свои собсвенные программы чтобы их было можно
быстро продемонстрировать в любом месте где есть возможность загрузки
через CD-ROM или USB-stick или даже загрузившись из ВыньДОС98.

Сейчас я успешно использую "Свой собсвенный дистрибутив" -
"Gentooth Live Linux". Это LiveCD с большим числом вариатнов загрузки
(включая сеть и USB-stick), много любимого и уже скомпилированного
софта. Эта разработка позиционировалась как альтернатива Knoppix для
меня на базе Gentoo. Скрипты для сборки своего Gentooth доступны для
всех желающих.

И так, ИМХО на тему SUBJ в сравнении с Debian?
Думаю это напишу в следующем сообщении.
Продолжение быть может будет следовать.