[sisyphus] Школьный дистрибутив (was: packages-info-i18n-ru)

Denis Kirienko =?iso-8859-1?q?dk_=CE=C1_altlinux=2Eru?=
Чт Май 24 20:00:08 MSD 2007

Андрей Черепанов пишет:

> Запланирован релиз на 15 июля 2007 года. Делаться будет на базе ALT
Linux 4.0
> Desktop (ftp://beta.altlinux.ru/desktop) с некоторыми специальными
> программами. Подробности можно найти в
> http://heap.altlinux.ru/engine/Edu/Soft/EducationalDistro/RequiredFeatures

Можно я пока не буду писать в вики, поскольку данная страница мне
кажется довольно мутной и абстрактной.

Пока изложу свои замечания здесь.

Как я понял, дистрибутив будет делаться на основе дистрибутива а-ля
Compact. В Compact традиционно не входят средства разработки. В школьный
дистрибутив должны обязательно входить средства разработки, желательная
поддержка C, C++, Python, Basic, Java, Pascal, PHP, Perl. (это я просто
перечислил набор языков программирования, с которыми мне доводилось в
тех или иных школах сталкиваться). И, конечно же, различные IDE.

Во-вторых, нужно особое внимание уделить тому, чтобыАндрей Черепанов пишет:
> [...]
>
> По десктопному дистрибутиву:
> http://www.freesource.info/wiki/TZ/LinuxDesktop/Sostav
>
> Обсуждение десктопного дистрибутива идёт на

 на этом дистрибутиве легко разворачивался и поддерживался сервер для
школьной локальной сети. Типичное решение, по моим представлениям,
должно быть таким.

В школе размещается один сервер. Он выполняет следующую функцию:

1. LDAP-сервер для авторизации пользователей.
2. NFS-сервер для раздачи /home
3. Samba-сервер для раздачи домашних каталогов windows-клиентам.
4. Web-сервер для размещения образовательного контента (Вики, работающее
из коробки, по-моему, очень хорошая мысль).
5. NAT или squid для доступа в интернет.
6. NTP для точного времени по всей школе.
7. DHCP-сервер.
8. Локальная электронная почта.

Еще что-то может быть, например, у меня на нем же висит DNS и postfix,
но вряд наличие собственной зоны DNS можно назвать типичным для школы.
Хотя, кеширующий DNS (при отсутствии squid), наверное, не помешал бы.

Следующий момент - это наличие софта для администрирования все этого.
Обязательное, на мой взгляд, требование для школьной локальной сети -
это наличие централизованной авторизации и централизованного хранения
домашних каталогов. Пользователи (учащиеся) не должны быть привязаны к
конкретному рабочему месту.

Я, наверное, не смогу детально описать круг задач, которые при этом
приходится решать, но примерно это выглядит так.

Есть школьники. Есть учителя. Есть все остальные. Учителя - разные, у
каждого учителя есть свои школьники. У школьника, кстати, может быть
много учителей.

Учитель имеет право просмотра домашних каталогов школьников. Желательно,
чтобы это было удобно организовано. Например, у меня в домашнем каталоге
учителя есть каталог Students, в нем подкаталоги на каждый класс, в нем
подкаталоги - символические ссылки на домашние каталоги школьников.

Учитель имеет право поменять пароль своему школьнику, поскольку
школьники пароли часто забывают.

Учитель имеет право контролировать доступ к интернету, хотя бы на уровне
"Включить доступ к интернету всему классу - отключить доступ".

Вот для решения всего этого желательно наличие софта, позволяющего это
администрировать. Софта, с графическим интерфейсом. И, одновременно, с
возможностью автоматизации всего этого - например, чтобы можно было
подготовить список школьников для добавления в каком-нибудь Calc, а
потом сэкспортировать в LDAP.

Я пока решаю эту задачу при помощи своей головы и набора самописных
скриптов на bash и perl. Но такое решение не растиражировать на все
школы, нужны именно графические средства управления школьной сетью.

--
Денис