[Junior] Среда Кумир для начального обучения программированию

Denis Kirienko =?iso-8859-1?q?dk_=CE=C1_altlinux=2Eru?=
Пт Фев 1 21:41:17 MSK 2008

Volkov V.B. aka Shkoliar пишет:

> Денис, безусловно, вам, как человеку, преподающему информатику и
> программирование в школе, видно многое
> плохое, я сам частенько на учителей наезжаю. Но надо же вектор
> выворачивать в другую сторону, а не
> следовать за ним слепо.

В настоящее время в большинстве школ, я полагаю, программирование вообще
не преподается. Ни в каком виде. Ни на каком языке. Либо осталась от
него полная видимость - типа 10-20 часов на все программирование.

И если хочется перебороть ситуацию, то нужно начинать с того, что давать
доступные, адекватные инструменты, доступные, как для ученика, так и для
учителя. Не сможете вы заставить учителя  изучать Java или еще что-нибудь.

> В СССР начиная с 1968 года школьную
> программу последовательно усложняли, в том числе (forward declaration к
> последнему абзацу
> моего оппонента) решали квардратные уравнения в 3 классе (в качестве
> эксперимента, естественно).

Интересно, и какие же выводы были сделаны из такого эксперимента?

> Это видимо как раз были представители вышеупомянутого большинства.

Нет, это как раз были учителя-энтузиасты, которые могли и хотели.
Хотя, возможно, эти учителя и не были гениальными педагогами, но, в
любом случае, это явно выше среднего уровня. Другие бы на их месте давно
бы сделали вывод, что учить этому и не нужно, коли детям не нравится. А
они - нет, еще пытаются трепыхаться...

> Много языков, много сред. Не все идеально подходят для обучения
> школьников, согласен.

Не уходите от ответа. Ваше предложение? Java+Eclipse? Или что-нибудь
погуманней?

> Я собираюсь в ближайший год написать методическое пособие для такого
> обучения
> параллельно по 4 языкам (чтобы у учителя был выбор): Java, Pyton, Pascal
> и C++.

Не знаю, не знаю... Я очень не уверен, что это получится. Я пробовал
взять свой курс программирования на C++ и тупо перевести его на Python -
со всей теорией и со всеми задачами. И это получилось плохо. Потому что
у Python - другая идеология по сравнению с C. Многие вещи, которые в C++
делаются одним способом в Python нужно делать по-другому. А просто
"дословно" переписывать программу с C++ на Python - это криво получится...

> Хочется отметить слово "хочется"  в вашем сообщении. А как же школьная
> программа?

К счастью, я имею возможность учить детей чему хочу, игнорируя любые
утвержденные школьные программы.

Но коли речь зашла о школьной программе. Замечу, что в соответствии с
ныне действующим Федеральным компонентом стандарта, в средней школе (до
9 класса) программирование не изучается вообще. Изучается понятие
"Алгоритмизация", т.е. всякие исполнители и т.д. Программирование
изучается только в старшей школе (10-11 классы), и количество часов,
которое по программе отводится на программирование, невелико.

Это я не к тому, что я одобряю такую практику, но изменить ее мы не в
силах, поэтому нужно с ней считаться.

> Я все-таки полагаю, что надо учить детей на настоящем, не надо подделок.
> Тем более, что этот самый 5-6 класс
> потом становится 9-10-11-м... И в 80% учебников и в 80% школ им начинают
> впаривать бейсик,
> это вслед за алгоритмизацией при помощи "черепашек", "кузнечиков",
> "солнышек" и прочей чуши.

Я все такие не считаю алгоритмизацию с использованием исполнителей
чушью. Детей в начальной школе учат считать - учат считать сначала
деревья, черепашек, кузнечиков. Потом учат складывать - яблоки с
апельсинами и кузнечиков с бабочками. И только потом уже учат складывать
числа с числами. Это нормально и никто это чушью не считает - нельзя
сразу же вбивать абстрактные знания. Сначала нужно на конкретных примерах.

Здесь то же самое. Думаю, что в некотором возрасте абстрактному
программированию учить еще рано, а вот программированию конкретного
исполнителя с простой и наглядной системой команд - вполне можно.

Опыт показывает, что школьников, прошедших такой пропедевтический курс
алгоритмизации на исполнителях гораздо проще после этого учить
нормальному программированию.

Что же до "80% учебников и в 80% школ им начинают впаривать бейсик, это
вслед за алгоритмизацией при помощи "черепашек", "кузнечиков",
"солнышек" и прочей чуши." - это проблема
а) этих школ
б) этих учителей
в) устоявшейся традиции по изучению бейсика

К исполнителям это не имеет никакого отношения.
А с традицией преподавания бейсика в школе надо бороться. И, на мой
взгляд, с традицией преподавания Паскаля в школе тоже нужно бороться.

--
Денис