[Homeros] oftopic: инструкция по установке sonar linux

Maxim Bilak heavy92 на meta.ua
Чт Авг 20 13:38:09 MSK 2015

20.08.2015 10:44, Дмитрий Хромченко пишет:
> К сожалению, мне не удалось запустить sonar 2015 vmware из-за проблем с
> громкостью звука, поэтому буду спрашивать здесь.

1. Какая именно версия сонара? Без тестовых версий, их, тобишь с
гномовской редакции, аж три. Поэтому важно, что бы вы указывали
конкретно: 2014.1, 2015.1, или 2015.2.

2. Давайте договоримся сразу: поскольку я не обладаю телепатическими
способностями, и не вижу вашь компьютер, и того, что вы на нём делаете,
то, соответственно, слова вроде ваших о неудавшемся запуске, мне ничего
не говорят. Поэтому будьте, пожалуйста, более информативны.
Рассказывайте что вы делаете, что происходит, и в чём именно проявляется
незапускаемость. На какой носитель записывали исошку, и так далее, и
тому подобное. Чем больше информации вы предоставляете, тем лучше я
смогу представить вашу ситуацию.

3. Пока миша добрый, я могу вам отвечать здесь; Однако вобще-то, это не
имеет отношение к альт-линуксу, следовательно - больше подходит для
линуксовой рассылки.

> 1. Правильно я понимаю, что рекомендуется ставить
> sonar-gnome-2015.2-x86_64.

Что вы имеете в виду?
Если у вас 32-битная архитектура, то вы, соответственно, 64-битную
систему не сможете установить.
Если у вас 64-битная архитектура, то вы сможете поставить как 32-битную
систему (есть даже тип ядра, который специально создан для расширения
поддерживания оперативной памяти на 32-битных системах, если обьём
оперативки более 4 GB), так и 64-битную.
Но если у вас 64-битная архитектура, и обьём оперативной памяти 4 гига
или более, то, если каких-то особых причин ставить 32-битную систему
нету, ставьте 64-битную.
Насчёт же рекомендаций, по выбору сонара: в конце сентября, выйдет гном,
версии 3.18. После этого, в течении пары недель, максимум месяца, выйдет
новая версия дистрибутива. Там попытаются исправить многие ошибки, плюс
будут ещё из коробки поддерживатся всякие не проприетарные железяки,
вроде сканеров отпечатков пальцев на ноутбуках. Собственно, это уже есть
в полутестовом, полуоффициальном сонаре 2015.3, но есть ещё некоторые
спорные моменты, которые разработчики решают, и из-за которых, не спешат
обьявлять его стабильным.
Если же вы поставите любой сонар, основаный на "manjaro", то если вас
всё будет устраивать, вы и вовсе сможете не устанавливать новые
дистрибутивы, т.к. у "manjaro", как и у "arch linux", используется
"скользящий" релиз. Тоесть обновления вам будут приходить постоянно, и
вам не нужно будет переустанавливать систему.

> 2. какие подводные камни могут подвернуться при установке с учетом того,
> что ставить надо рядом с windows 8.1.

Сразу оговорюсь, что "windows", у меня уже давно неустановлена. Поэтому
какие там нюансы, если они есть, я незнаю.
Но про подводные камни скажу пожалуй:

1. Лучше всего, загружатся с флешки. Дело в том, что одна из достаточно
критических ошибок заключается в том, что при загрузке с болванки,
наблюдаются всяческие странности. То звука вобще нет, то ещё что-то.
Если всё-таки болванка - единственный вариант, то просто подождите, пока
болванка перестанет вращатся. Затем нажмите клавишу "супер" (меню пуск),
наберите orca, и нажмите энтер. Во время набора, возможно вращение
болванки. Если такое есть. то это дополнительный признак того, что вы
всё делаете правильно. Но я сразу предупреждаю, что орка может и не
заговорить, это исправят.
Если загрузка с флешки, то тоже предупреждаю: звук должен быть на
колонках, включен достаточно громко, так как при загрузке, он очень
тихий, и, к примеру, в ноутбучных динамиках, я его вобще не слышу. В
дальнейшем, для регулировки звука, используется контрол, и стрелки вверх
и вниз (потом вы это переназначить сможете, но и разработчики сменят в
дальнейшем контрол, на клавишу супер).

2. После применений настроек орки, он может сказать о том, что их
применил, и замолчать. Ничего страшного, нажимаете супер, набираете orca
и жмёте энтер.

3. Не редактируйте, при установке, разделы тем редактором, что в
установщике. Разделы диска, лучше заранее подготовить. К примеру -
программой "gparted".
В том же установщике, если хотите указать скажем точку монтирования для
раздела, то становитесь на раздел, нажимаете пробел, и двигаетесь шифтом
и табом. Там будет флажок, это форматировать раздел, или нет, и список,
войдя в который пробелом, можно выбрать точку монтирования. После
выбора, нужно нажать энтер. Ну и до кнопки ок, или как она называется
уже просто не помню (имеется в виду применить, или нечто подобное),
идёте уже табом.

4. Поумолчанию, если вы ничего не делаете в течении, по-моему, пяти
минут, то экран гаснет, и включается блокировка экрана. Для того, что бы
из него выйти. надо нажать какую-нибудь клавишу, например эскейп, и
появится поле ввода пароля. Если ничего не путаю, то в качестве пароля,
работает слово sonar.
Что бы при установке избежать этого недоразумения, лучше сразу выключить
затемнение экрана. Для этого, нажимаете контрол альт и таб. Вы должны
оказатсяна верхней панели. При нажатии шифта и таба, орка вам должен
сказать нечть вроде "settings", тоесть настройки. Идёте стрелкой вниз,
до "sonar". Далее табом, пока не услышите "settings". Тут нажимаете
энтер. У вас откроится интерфейс настроек гнома, вам нужно что-то,
связаное с "power", тоесть электропитание. Табом, ищете тайм-аут
отключения экрана. Не помню названия самой настройки, но там будет
список, где поумолчанию будет стоять 5 минут. Установите значение
"never", тоесть никогда. Далее, контролом и табом, перейдите до кнопки
"all settings", и нажмите её энтером, или пробелом. Можете до этой
кнопки табом дойти. Ну и далее, можете закрыть интерфейс настроек.

5. Когда прогресс установки дойдёт до ста процентов, орка может
замолчать. Не паникуйте, и подождите, приблизительно, минут пятнадцать,
или же просто, пока не услышите речь эспика, который скажет вам, что
установка завершена, и предложит либо перезагрузится, либо проолжить
работу с лайв-сиди. Дело в том, что речь если появится, то может быть
очень тихой, тоесть тишайшей. Если вы хоть что-то услышали, то добавьте
громкость, при помощи контрола и стрелки вверх. Если же речь не
появилась, то просто нажимаете, если хотите перегрузится, таб и пробел.
После перезагрузки, подождите. для гарантии, минут пять. Если ничего не
происходит, то нажмите super alt s. Орка должен сказать "чтение с экрана
включено". Можете, перед включением орки, на всякий случай, по крутить
громкость либо уже указаной мною комбинацией, либо при помощи
мультимедийных соответствующих клавишь, если таковые у вас есть.
Если после фразы "чтение с экрана включено", орка не на что более не
реагирует, то нажмите эскейп. Должно появится окно экрана входа в
систему. Может произнестись нечто вроде "нажимаемая кнопка", либо орка
скажет что это кнопка соответствующая вашему пользователю. нажимаете, и
вам предлагается ввести пароль. Вводите его, нажимаете энтер, и
благополучно входите в систему (это если вы не выставляли при установке,
автоматический вход в систему).

6. Данный пункт относится, наверное. только к тем ноутбукам и
компьютерам, относительно не старым, у которых есть такая вещь, как
безопасная загрузка. У сонаровских исошек, начиная с 2015.1, есть такой
баг. Если безопасная загрузка включена, то, при подключённом к компу
носителе с сонаром. будь то болванка или флешка, комп при включении
компа, или перезагрузке, грузится с этоо носителя даже в том случае,
если в списке загрузочных устройств, выбран первым жосткий диск. Но
грузится в некоем безопасном режиме. проявляется это в том, что при
установке, дело доходит до этапа создания-форматирования разделов, и
всё, дальше установщик не пускает.
Проще говоря: для того, что бы установить сонар, если у вас эта самая
безопасная загрузка присутствует, и если вы незнаете, включена она у вас
или нет, то лучше при загрузке компа, зайти в загрузочное меню (не в
"bios", где можно менять порядок устройств загрузки), и выбрать носитель
с сонаром.
То же самое, касается и первой перезагрузки. После того, как в конце
загрузки, нажмёте кнопку перезагрузить, то нужно зайти в загрузочное
меню, и выбрать жосткий диск.
Но, опять-таки, это относится только к безопасной загрузке. Если при
вставленом в комп носителе с сонаром, у вас загрузка идёт с жосткого
диска как положено, то такой проблемы быть недолжно.

> 3. в качестве загрузчика используется grub?

Да. Но я незнаю, что там в паре с виндой может быть. "grub" обычно с
виндой дружит, но есть ли какие особенности в сонаре, я незнаю.

> 4. Есть ли что-то важное, что я должен сделать сразу после установки

Это вопрос скорее предпочтений :). Но, наверное, вам захочется, что бы
ваша система была руссифицирована...
С локализациями ситуация в арче такова, что большинство локалей, идут
уже в составе с пакетом. Исключения есть, и вот для них, надо
доустановить локали. Для русского языка, нужны такие пакеты:

"firefox-i18n-ru" - пакет локали для браузера; "thunderbird-i18n-ru" -
локаль для почтовика; "libreoffice-still-ru" - локаль для офиса;
"man-pages-ru" - русскоязычные маны, тоесть справочные руководства;
"aspell-ru" - русский язык, для системы проверки правописания.
Устанавливать, лучше в терминале, командой:

sudo pacman -S firefox-i18n-ru thunderbird-i18n-ru man-pages-ru
libreoffice-still-ru aspell-ru

Я честно предупреждаю, что мог допустить и ошибку в написании имени
пакета. Поэтому если что, то напишите, я исправлюсь.
Остальное же, нужно уточнять, тоесть что именно вам нужно, и как вы
хотите, что бы что-либо работало.

> (обновить систему, и т. д.).

Обновится очень желательно.
Вобще, для работы с приложениями, у "manjaro" есть приложение "pamac".
Для обновления, вы можете использовать его. Но я бы рекомендовал
нестеснятся терминала, поскольку в ряде случаев, так проще и информативнее.
В терминале, набираете команду:

sudo pacman -Syu

Если выдастся сообщение с предложением удалить "/var/lib/pacman/db.lck",
то без особых церемоний, удаляете его:

sudo rm /var/lib/pacman/db.lck

Затем, запускаете опять команду:

sudo pacman -Syu

На все вопросы отвечайте утвердительно,нажимая y, что будет означать да,
и энтер.
Результатом этой команды будет следующее: система обновит базы данных
пакетов, и сразу начнёт установку обновлений. Если вы хотите просто
обновить базы данных пакетов, то нужно набрать:

sudo pacman -Sy

После обновления, перегружаете компьютер.
Больше, так на вскидку, я незнаю о чём рассказать. Спрашивайте, по мере
надобности.

> Заранее спасибо за ответ.

Заранее пожалуйста.