[Freeschool] 20.03: opinion

Alexandre Prokoudine techwriter на tamb.ru
Ср Мар 27 22:49:42 MSK 2002

On Wed, 27 Mar 2002 20:17:19 +0300
Aleksey Novodvorsky <aen на altlinux.ru> wrote:

> Давайте начнем с чего-нибудь одного.
> Например, обсудим школьный курс информатики.
> Что такое информатика? Нельзя ли отказатьcя от этого бессмысленного
> слова?
> Есть ли ободряющие примеры за 15 лет преподавания этого курса?
> Чему надо учить на уроках информатики?
> Кто такой учитель информатики? Что он должен знать?

Алексей, отличная постановка вопроса!

Мои пять копеек.

Я читал много тредов по поводу образования на разных формах - от LRN до
LOR. И НИГДЕ люди не могли придти к более менее однозначному выводу,
чему же именно надо учить. А ведь от того, чему надо учить, и зависит
название предмета.

К чему пришёл лично я:

1. Алгоритмы. Что это такое и как их можно использовать в повседневной
жизни. Принципы алгоритмического решения задач в привязке к другим
учебным предметам. Скриптовые языки. Реализация алгоритмов при помощи
скриптовых языков.

2. Принцип работы компьютера. Что такое файловая система. Какие бывают
файловые системы. Принципы работы с файлами.

3. Текст. Логическая/стилевая разметка текста (LyX rulez :-)))

4. Графика - растровая/векторная.

4. Сети

Ну и так далее. План явно не идеальный: например, писать скрипты, не
зная, что такое монитор, я бы не смог :-) Но общее наполнение ~ таково.
Да, и прибавьте ко всему этому принцип наглядности.

Исходя из такого наполнения преподаватель:

1. Разбирается в железе на уровне понимания интерфейсов

2. Разбирается в алгоритмике

           следовательно

3. Разбирается в ЯП

4. Разбирается в сетевых протоколах

5. Сам умеет логически оформлять текст (для этого как минимум нужно
уметь логически оформлять мысли :-))

6. Далее по тексту - графика и т.п.

Теперь пару слов о личных качествах преподавателя. "Наш человек" - это
человек, которому САМОМУ ИНТЕРЕСНО учить детей. Если он чего-то не
знает, он не стесняется вместе с ученикам до этого "доходить", не теряя
при этом авторитет. Это человек, который пришёл в учебное учреждение по
интересу, а не по принуждению. Это человек, который умеет интересно
рассказывать.

Насчёт ободряющих примеров. Мне повезло - я учился как раз у такого
человека. Но вот с математичкой не повезло.  А без интереса к математике
изучать то, что мы пока называем информатикой - весьма и весьма
затруднительно. Так что рассматривать ИВТ как предмет "сам в себе" было
бы ошибочным. Повторюсь - органично совмещать ИВТ с другими предметами -
ИМХО, перспективнее чем просто тыкать по клавишам. Мы, например, часть
контрольных по химии выполняли в виде тестов на УКНЦ (!). Конечно,
химичка при этом ястребом парила над нами, чтобы подсказок не было, к
тому же УКНЦ стабильно висли при удержании клавиши "ввод" больше
секунды, за что несколько экспериментаторов дорого поплатились =). Но
интерес к такому синтезу химии и ИВТ реально был, хотя синтез этот был
весьма слабым. А вот если б нам дали в 3D порисовать молекулы ...

В общем, информация для размышления/порицания имеется =)

--
А.П.