[Freeschool] 20.03: opinion

Ср Мар 27 11:27:06 MSK 2002

Я выждал недельку, и хочу теперь написать свое мнение по поводу
семинара 20.03.

На мой взгляд, мы зашли в некий концептуальный тупик.

Вопросы а) того, как может преподаваться в школе "информатика" (и что
это вообще такое), и б) того, как программно обеспечить школьный
учебный процесс, вообще очень мало друг с другом связаны. В) нужно ли
учить в школе программированию (и если да, то в какой ориентации и в
каком объеме) --- вообще третий вопрос.

А. Честно говоря, я не до конца понял пафос Жданова в том, что
касается выделения "информатики" в "отдельную образовательную
область". Хороший вопрос: "алгебра", "арифметика" и "геометрия" ---
это куски одной математики или разные области?

Судя по тому, что педвузы выпускают преподавателей математики, а не
алгебры или геометрии, --- одна. Но я не вижу, чем "информатика"
(computer science --- анализ и синтез алгоритмов, теория типов данных,
теория вычислимости и теория сложности вычислений...) отличается от
геометрии или аглебры больше, чем они отличаются друг от друга. Есть
общий понятийный набор, есть специфические блоки содержания.

Б. Нужно ли обеспечивать все это софтом, зависит скорее от
дидактических концепций, чем от содержания. Задача программно
обеспечить "информатику" концептуально мало чем отличается от задачи
обеспечения той же алгебры или геометрии. Информатику можно изучать
отвлеченно, а можно --- предметно. Так же, как и основы
изобразительных искусств (как теперь называется рисование в младших
классах) --- можно рисовать на бумаге, а можно на Wacom▓е.

В. Сама возможность обучения в школе программированию напрямую зависит
от выбранной ориентации в "информатике". Если информатика изучается,
программирование становится ее приложением, практикумом.

Г. Четвертый вопрос --- то, что касается "компьютерной грамотности",
не по-ершовски, а в буквальном смысле --- навыков клавиатурного
набора, умения зарегистрироваться в системе/сети, использовать типовые
программы и пакеты. Совершенно неконцептуальный вопрос. Ну, учат детей
пользоваться ручкой и тетрадкой в начальной школе, никакого содержания
в этом нет, чисто инструментальный курс, объединенный из
прагматических соображений с обучением чтению и письму.

IMHO пока мы не разделим все эти вопросы, будет каша.