[Freeschool] СПО в МГИУ

Eugene A. Roganov roganov на msiu.ru
Вт Мар 26 10:59:46 MSK 2002

Приветствую всех и хочу высказаться по поводу того бурного обмена мнениями,
который состоялся в freeschool на linux.ru.net за последние несколько дней.

Вопросы, которые показались мне особенно интересными:

        - комплекс, который бы можно было продемонстрировать и сказать: "СПО
          готово к внедрению, вот так это будет работать, вот такая от этого
          будет выгода" (Дмитрий Геннадьевич Мастрюков)

        - прототипы можно ехать смотреть к Роганову (Maksim Otstavnov)

        - организовать второй семинар, пригласить на него людей из институтов,
          школ, министерства, дать им пощупать, понюхать, помахать перед ними
          в воздухе дистрибутивом, оптимизированным под такой комплекс (Дмитрий
          Геннадьевич Мастрюков)

        - студенты и преподаватели, не знакомые с задачей переносимости
          приложений, создают непереносимые образовательные приложения,
          расчитанные для работы только под управлением Microsoft Windows
          (Zakhar Bardymov)

Мои комментарии.

Бездисковые классы, в которых основной ОС является Linux, у нас в МГИУ
используются уже лет шесть. Потом мы научились делать "Горынычи" и сейчас
их у нас более 50. Они стоят в пяти наших компьютерных классах и в офисах.
Я сам последние полтора года "живу" на работе на двухголовом "Горыныче".

Для тех, кто не знаком с "Горынычами", поясняю, что это бездисковый клиент,
состоящий из одного системного блока, трех мониторов, клавиатур и мышек
(см. нашу статью в "Компьютерре" www.computerra.ru/offline/2001/411/12510/).
Хотя дополнительная информация есть на нашем сайте (www.ctc.msiu.ru) нам
периодически приходят письма от людей, которым что-то не ясно. Одно из
недавних таких писем я привожу в конце моего сообщения вместе с ответом на
него Василия Евсеенко, нашего системного администратора.

Класс "Горынычей" на 30 рабочих мест требует наличия всего лишь 10 системных
блоков --- и денежный, и эргономический плюсик, и дальнейшее сокращение
проблем администрирования. Вот что я говорил на Рабочей встрече в ВШЭ в
августе прошлого года.

   По состоянию на апрель 2001г. стоимость одного рабочего места в компьютерном
   классе на базе бездисковых "Горынычей" была $323, что составляло около 68%
   от $475 --- стоимости аналогичного бездискового места стандартной
   конфигурации.

К сожалению, "в чистом виде" сейчас наша идея стало невоспроизводимой из-за
практического прекращения выпуска PCI-видеокарт. Однако эту проблему заведомо
можно решить, если ее захочется решать на относительно высоком уровне.

Количество зарегистрированных пользователей у нас --- почти 7000 человек
(мы используем свою систему администрирования сети). Несколько лет мы обучаем
информатике и информационным технологиям учащихся подшефных школ. Сейчас их
более 2000 человек из 30 с лишним школ трех южных округов города. Упор ---
на СПО. Со следующего года --- ТОЛЬКО СПО. Студенты всего первого курса
(а их более 1000 человек) изучали в этом году информатику "по-новому",
пользуясь, в основном, СПО (в следующем учебном году --- тоже ТОЛЬКО СПО).
Буквально на прошлой неделе руководством университета провозглашен принцип
"СПО всюду, где только можно", и начинается миграция в данном направлении
профилирующих кафедр (вспомним о "студентах и преподавателях, не знакомых с
задачей переносимости приложений"), работающих со старшекурсниками.

В классах у нас установлен наш собственный дистрибутив (на базе RedHat 7.2),
который мы пытаемся "заточить под учебный процесс". Электронный учебник по
информатике (http://www.ctc.msiu.ru/materials/books.php), безусловно, еще
"сырой и кривой", но он уже ЕСТЬ, и работа над ним ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Информационные системы, которые внедряются сейчас у нас с целью автоматизации
работы МГИУ, написаны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на СПО; сотрудники ряда служб (например,
учебного отдела) работают на "Горынычах" (в Linux, конечно); даже проректоры
(пока не все, правда) начинают использовать Linux!

Очень может быть, что я не прав (объясните в чем), но по-моему, это уже
больше, чем просто прототип.

Предлагаю организовать и провести у нас в МГИУ не позже 24 апреля семинар/
круглый стол/рабочую встречу/конференцию (лучшее выбрать). Поддержка
руководства университета (включая финансовую) имеется. Обсудить надо форму
и более четкую тематику.

Письмо про "Горыныча" и ответ на него.