[docs] Re: mozilla.ru

Vadim Vinichenko vnv на 14000.ru
Пн Мар 17 20:41:36 MSK 2003

aen пишет:

<skipped/>

> Мне хотелось бы теперь плавно закруглить тему, которую поднял Rider, тем
> более, что мы с ним сейчас ее обсудили в офисе.
> На самом деле, речь идет не о вытеснении "консольных" приложений из
> user, а о плохом качестве документации по KDE и GNOME. Rider считает,
> что они для домохозяет, мне же кажется, что они просто ни для кого.  И
> именно их надо  -- переделывать, а, может быть, просто выкидывать.
> Каким должно быть руководство по пользовательсскому интерфейсу для
> _наших_ пользователей, среди которых нет домохозяек (не в смысле рода
> [...]

То есть, как сказали бы на телевидении, нужны "смена формата" и
"изменение принципов программирования". Мысль, безусловно, любопытная и
актуальная:-)

Традиционный подход к документированию "программных продуктов" часто
выглядит примерно следующим образом. Составляется одно из двух или оба
вместе:

* User Guide, написанный в (как правило, фантастическом) предположении,
что пользователь, последовательно читает его, сидя перед программой и
последовательно овладевая ее функциями, от простейших до самых сложных;

* Reference Manual, справочник, претендующий на всеохватность и
освещающий в равной степени вещи очевидные и тривиальные и совсем
нетривиальные.

Если дойдут руки, к этому может быть приложен Quick Starter Guide, а уж
когда отстрелялись по этим мишеням, можно добавлять всякие "Приемы
эффективного использования..." и т.п., до которых руки, как правило, не
доходят, а умник еще и скажет, что это такая "экосистема" в отрасли -
"Приемы..." оставлены независимым авторам (или отдельному корпоративному
издательству:-).

Сей канон нам заклеймить нетрудно:-) - большинство информации никогда не
бывает востребовано и "загораживает" доступ к информации действительно
нужной. И соблюдать каноны мы здесь никому не должны.

Вопрос вот какой - есть ли "культурные образцы", позитивные примеры
альтернативных практик, не просто в форме книг или статей, а именно в
форме документации, прилагаемой к продукту?

С другой стороны, можно действительно считать, что "документация не
продукт, а процесс", и начать с наращивания tips&tricks. На каком-то
этапе надо будет хотя бы приблизительно обрисовать портрет пользователя,
которому обрисована эта документация, а также сформулировать цели
документации - какие-то шаги к тому и другому здесь уже сделаны.

--
С уважением,
Вадим