[devel] Модули python3

Ivan Zakharyaschev imz на altlinux.org
Ср Мар 28 12:06:54 MSK 2018

Hello!

On Wed, 28 Mar 2018, Aleksei Nikiforov wrote:

> Временная сборка модулей питона для нескольких версий питона при апгрейде до
> новой версии питона не является поддержкой нескольких версий питона. Это
> скорее удобство для обновления, временная мера при обновлении, а не
> постоянное состояние репозитория :). В текущей сборке обновление неудобно
> делать: сейчас нужно всё обновлять одним огромным заданием, а сборку модулей
> под несколько версий можно делать постепенно.

Да, в принципе можно так. Такой подход даже не будет мешать старому: можно
постепенно собирать новые модули с новым форматом Requires+Provides и они
не будут мешать старому питону.

> [...]
> сборка не пройдёт из-за недостатка зависимостей: 'b' предоставляет только
> зависимости для python 3.5, но не для python 3.6 - пакет 'b' ещё не был
> пересобран, а пакет 'a' уже потребует зависимости и для 3.5, и для 3.6 после
> пересборки. Пакет 'b' тоже нельзя пересобрать из-за той же проблемы: у пакета
> 'c' нет Provides для python 3.6, есть только для python 3.5.
> Таким образом пересобирается пакет 'c' (предварительно, допустим, все его
> зависимости пересобрали) для python 3.5 и 3.6, у него появились Provides для
> этих двух версий, и теперь можно пересобрать пакет 'b', а затем - 'a'.

Как-то неестественно иметь один файл, но два Requires -- для python3.5 и
python3.6. По смыслу это скорее ИЛИ, а не И. Тогда уж лучше разделять на
две копии, больше гибкости при установке.

Было бы удобнее собирать варианты, если бы пакеты уже перешли на сборку
вариантов с помощью specsubst (а не дублированием похожих команд в одном
спеке). Пример: python{,3}-module-enchant. girar-nmu только плохо умеет
такую схему, но можно же доделать и сделать girar-nmu лучше. (У меня ещё
мои скрипты похожего назначения, их я сразу писал с мыслью о specsubst, но
без мысли об srpm.)

> А когда все пакеты будут собраны и с python 3.5, и с 3.6, работа пойдёт в
> обратном направлении - постепенно пересобрать все пакеты без python 3.5.
>
> Это, конечно, много пересборок пакетов, и работа по первоначальной поддержке
> другой схемы сборки модулей, но и текущее состояние не лишено минусов: задача
> обновления тоже огромная, её и подготовка и выполнение занимают немало
> времени, и должна эта задача за один заход завершиться успешно, что, учитывая
> размер такого задания, а у меня сейчас получается под 300 пакетов, довольно

Последняя история, да, что между 200 и 300 было:

https://lists.altlinux.org/pipermail/sisyphus-incominger/2016-April/433058.html
http://git.altlinux.org/tasks/archive/done/_155/159698/logs/events.49.2.log

> маловероятное событие. Даже если попросить ничего не обновлять в репозитории,

Да питон-модули в основном всё равно никто годами не обновляет, за
исключением массовых набегов роботов и не совсем.

> есть немаленькая вероятность, что с первого раза такое огромное задание не
> пройдёт всё равно. Куча более мелких заданий для постепенной сборки модулей
> питона для новой версии лишено этого весомого на мой взгляд недостатка.

Это не очень страшно, по-моему, что не с первого раза. Даже если кто-то
один какой-то пакет обновит, то совсем несложно его пересборку добавить в
задание.

Я тогда использовал girar-nmu. (Для следующей массовой задаче по
переписыванию спеков и сборке сделал свои скрипты, которые мне были более
удобны, но их в виде пакета не опубликовал. Они больше для работы только с
gear.)

> В итоге, сейчас обновление python3 - тоже небыстрый процесс. Возможно,
> пересборка всех модулей и дольше, но она возможна небольшими заданиями по
> несколько пакетов за раз, что позволяет выполнять эту работу параллельно с
> остальными изменениями в репозитории, т.е.
> обновлениями/удалениями/добавлениями других пакетов, которые как-либо
> взаимодействуют с python3. С текущим подходом к обновлению python3
> параллельная работа с репозиторием значительно снижает вероятность успеха
> такого обновления, соответственно увеличивая время этого обновления.

Лично мне было бы проще ещё раз по последней схеме обновить, потому что
трудности на этом пути уже проходил и проще вспомнить и понять, что
происходит. Не хотелось бы делать это самому, хотелось делиться этим
опытом с новыми людьми.

Ещё тут такое свойство могу отметить: желание иметь полный набор модулей
для нового python3 тут просто превращается в требование по отсутствию
unmet-ов, проверяемое сборочницей. Т.е. не так, что человек держит в
голове или в своих записках, что ещё стоит собрать, а эта информация
вычисляется и одинаково на виду у всех мейнтейнеров.