[devel] Re: [sisyphus] UQ: urw-fonts, что ж там было?

Ср Янв 18 23:54:31 MSK 2006

On Wed, Jan 18, 2006 at 06:21:47PM +0200, Michael Shigorin wrote:

> Да будет майнтейнер, скажите, куда его чинить?

Сейчас на ftp лежит вот что:

ftp://ftp.gnome.ru/fonts/urw/release/urw-fonts-1.0.7pre41.tar.bz2

По сравнению с валяющейся у нас в старом пакете 1.0.7pre37 там
заявлено следующее:

2005-05-30  Valek Filippov  <frob@>

    By many request changed Roman glyphs in all fonts back
    to original metrics.

2004-09-12  Valek Filippov  <frob@>

    Fixed russian glyphs in URW Gothic Demi, Obli and DemiObli.

2004-09-07  Valek Filippov  <frob@>

    Fixed name of URW Gothic Book (the reason of release).
    Fixed some non-russian cyrillics here.
    Start to fix russian glyphs in URW Gothic Demi.

2004-09-04  Valek Filippov  <frob@>

    Fixed fi/fl ligatures (separated back as suggested by Ralf Stubner).
    I don't sure is it The Right Thing. And going to ask some ppl about it.
    Also Ralf pointed me to germandbls in NimbusSansReg/Obli that were
    always wided by Primoz Peterlin. Fixed now in my tarball too.
      New version of some cyriiilic glyphs is in the URW Gothic Regular.
    Hope I'll change bold/obli in the same manner at a week or two.
      All cyrillic glyphs in Schoolbook Reg are fixed. This one font
    is ready to addition of new glyphs. Greek? Armenian? Georgian? =)

Однако на самом деле не всё так хорошо, как написано.  Вот, например,
существенное различие в n019003l.afm (Nimbus Sans L Regular):

-FontBBox -174 -285 1001 953
+FontBBox -174 -285 1022 1196

Т.е., в шрифте появились символы, вылезающие вверх больше, чем
максимальная высота символов в оригинальной версии.  Это вызывает
следующие неприятности:

- В oowriter2 и kword сильно увеличивается межстрочное расстояние;
  например, в oowriter2 при использовании оригинального шрифта Nimbus
  Sans L Regular 12pt на страницу влезает 42 строки, а с 1.0.7pre41 -
  только 33, а 9 строк вылезает на следующую страницу.

- В firefox либо также увеличивается межстрочное расстояние, либо (на
  некоторых страницах, где в стиле задано line-height) при выделении
  текста выделением затирается предыдущая строка.

Таким образом, нарушение совместимости очевидно.

В ходе дальнейших разборок выяснилось, что проблему вызывают
добавленные в шрифты символы типа U+1EA8 (LATIN CAPITAL LETTER A WITH
CIRCUMFLEX AND HOOK ABOVE), имеющие несколько надстрочных знаков -
именно из-за них увеличивается BoundingBox, а большинство программ,
похоже, определяет межстрочное расстояние именно по BoundingBox.
После удаления всех символов Latin Extended Additional из шрифта
(проверялось на Nimbus Sans L Regular) BoundingBox приходит в
соответствие с оригинальным значением (по крайней мере, по высоте -
ширина в данном случае не так важна), и межстрочное расстояние в
oowriter2 и других программах тоже начинает совпадать с оригиналом.

Что тут можно сделать:

1) Как обычно, один из вариантов - просто проигнорировать данную
   проблему, наплевав на расползающиеся документы.

2) Убрать из шрифтов, заменяющих оригинальные шрифты URW, символы
   Latin Extended Additional, а у шрифтов с полным набором символов
   сменить имена, признав таким образом отсутствие совместимости с
   оригиналом.  Хотя увеличенное межстрочное расстояние у этих шрифтов
   выглядит не очень хорошо.

3) Вогнать мешающие символы в нужный размер (например, у Monotype в
   Arial и Times New Roman так и сделано - надстрочные знаки у таких
   прописных букв там существенно сжаты по вертикали по сравнению с
   аналогичными у строчных букв).  Это, видимо, наилучший вариант, но
   и самый трудоёмкий.