[devel] DynaLoader.a

Ср Июн 1 22:11:41 MSD 2005

On Wed, Jun 01, 2005 at 08:11:13PM +0400, Dmitry V. Levin wrote:

> [beehive на basalt success]$ fgrep -l DynaLoader.a *
> [...]

Спасибо.

Попробую объяснить суть проблемы, насколько я сам её понял.
Есть два типа приложений, которые используют perlapi(1) и,
соответственно, perl ABI.  Первый тип -- это compiled extensions,
которые сам перл, т.е. /usr/bin/perl, умеет подгружать при помощи
DynaLoader.  Это все perl-*.i586.rpm пакеты, в которых имеется *.so
файл и соответствующий ему *.pm файл.

Механизм загрузки модулей следующий: $name.pm файл подгружает
DynaLoader.pm, а DynaLoader.pm подгружает соответствующий $name.so файл.
DynaLoader фактически является оберткой над dlopen(3) и dlsym(3).

Второй тип приложений -- это приложения, которые имеют внутри себя
встроенный интерпретатор перла, то есть имеют внутри себя некий типичный
кусок кода, похожий на кусок кода из /usr/bin/perl.  Встроенный
интерпретатор линкуется с libperl.so + DynaLoader.a и не нуждается в
/usr/bin/perl.  Последний, кстати, тоже слинкован с libperl.so +
DynaLoader.a.  Подробности встраивания описаны в perlembed(1).

Сейчас речь идет только о втором типе приложений, именно они перечислены
в списке.

Сам DynaLoader оформлен в виде DynaLoader.pm и DynaLoader.a файлов,
последний из которых содержит функцию (символ) boot_DynaLoader.  Если
встраиваемый интерпретатор поддерживает загрузку компилируемых модулей,
то при инициализации этого интерпретатора должен выполняться код:

	extern void boot_DynaLoader(); /* K&R */
	newXS("DynaLoader::boot_DynaLoader", boot_DynaLoader, file);

newXS заворачивает "сишную" (XS) функцию в структуру CV и вклеивает её
внутрь перлового пространства имен (gv_stashpv).  Если этого не сделать,
то сам DynaLoader.pm не сможет загрузиться, т.к. при инициализации
выполняется boot_DynaLoader(), который будет недоступен.

Ближе к делу, сейчас *любой* встроенный интерпретатор перла линкуется с
libperl.so + DynaLoader.a.  Помимо дублирования кода, возникает проблема
несовместимости между DynaLoader.pm и DynaLoader.a, которая никак не
учитывается.  На самом деле требуется, чтобы версии DynaLoader.pm и
DynaLoader.a совпадали (версия DynaLoader.a задается на стадии
компиляции).  Проведем эксперимент: отредактируем $DynaLoader::VERSION
и попробуем его загрузить:

$ diff /usr/lib/perl5/i386-linux/DynaLoader.pm{~,}
20c20
< $VERSION = '1.05';    # avoid typo warning
---
> $VERSION = '1.06';    # avoid typo warning

$ perl -MDynaLoader -e1
DynaLoader object version 1.05 does not match $DynaLoader::VERSION 1.06 at /usr/lib/perl5/i386-linux/DynaLoader.pm line 106.
Compilation failed in require.
BEGIN failed--compilation aborted.
$

То есть все встроенные интерпретаторы, слинкованные с DynaLoader.a,
совместимы с DynaLoader.pm с точностью до версии.  Это описано в
http://bugs.debian.org/cgi-bin/bugreport.cgi?bug=247291 -- при
обновлении perl-5.8.3 -> perl-5.8.4 все встроенные интерпретаторы
стали неспособны загрузить компилируемые модули.

Решение этой проблемы для меня более-менее очевидно:

1) влинковать DynaLoader.a в libperl.so.

Т.к. libperl.so и DynaLoader.pm находятся в одном пакете (perl-base),
то версия DynaLoader.a и DynaLoader.pm всегда будет одинаковой.

2) при сборке libperl.so специально пометить новые функции:

DynaLoader {
	boot_DynaLoader;
	XS_DynaLoader_dl_error;
	XS_DynaLoader_dl_find_symbol;
	XS_DynaLoader_dl_install_xsub;
	XS_DynaLoader_dl_load_file;
	XS_DynaLoader_dl_undef_symbols;
	XS_DynaLoader_dl_unload_file;
};

Тогда у пакетов, которые используют boot_DynaLoader, появится
зависимость на libperl.so.5.8(DynaLoader).

3) исключить DynaLoader.a из флагов компиляции:

$ perl -MExtUtils::Embed -e ldopts
-rdynamic -Wl,-O1 -Wl,-O1 -L/usr/local/lib64 -L/usr/local/lib /usr/lib/perl5/i386-linux/auto/DynaLoader/DynaLoader.a -L/usr/lib/perl5/i386-linux/CORE -lperl -ldl -lm -lpthread -lc -lcrypt
$

DynaLoader.a здесь быть не должно.

4) не паковать DynaLoader.a в perl-devel.

После всего остается только один вопрос: почему вообще используется
такая странная схема линковки встроенного интерпретатора: libperl.so +
DynaLoader.a.  Я не знаю точного ответа на этот вопрос.  Насколько я
предполагаю или смутно помню, это связано с особенностями загрузки
разделяемых библиотек и с работой dlopen() на некоторых экзотических
платформах.  А также на некоторых экзотических платформах dlopen()
просто не существует.

Если есть какие-нибудь соображения -- пишите.