[devel] Re: мысли о 3.0, или "сейчас начнётся"

Вс Апр 3 22:02:36 MSD 2005

PreScriptum: "Остапа понесло", поэтому может иметь смысл читать
с конца, там конкретнее.

On Sun, Apr 03, 2005 at 08:03:26PM +0400, Alexey Tourbin wrote:
> Что-то у меня скептическое отношение к дистрибутивам, равно как
> и к граблям, к пользователям, к updates и т.п.  Дистрибутивами
> я вообще не пользуюсь.

Так ты -- разработчик.  И это проблема, которая в [московском]
альте характерна для большей части народу -- проблем
дистрибутивов нет, потому что сидим на сизифе, а суппорт скорее
будет сражаться сам, чем заставит выпустить errata.

> Угу.  Любой дистрибутив очень быстро превращается в
> неподдерживаемую систему.

Вот не надо ля-ля.

> Какой в сущности интерес его поддерживать?

Такой, чтоб системы, которые введены в производство (начиная с
серверов своей же фирмы и заканчивая любимой домашней настольной)
-- _работали_ и не отсвечивали.

И раз уж ты такой умный и читал про маркетинг -- попробуй сам
подумать, что проще, иметь ясный и объясняемый на пальцах ряд
продуктов с известными (лучше -- предсказуемыми) свойствами
(главное -- "работает и поддерживается", по крайней мере для
тех, кто готов платить за такое деньги фирмы или своё время
в проекте), чем нечто "текущее" и вечно ни для чего толком не
приспособленное без выполнения увесистого тюка условий, начиная
с подписки _и_ чтения sisyphus на .

Попробую сам на пальцах объяснить.  Ты вот в магазин приходишь,
видишь там макароны.  Сккажем, рожки, спагетти и ещё какие-нить
ушки покемонов.  Правда, изготовителей тоже порядком и поэтому
приходится повыбирать (некоторые ещё и состав читают).

А теперь -- как у нас выходит.  Раз в год завозят то макароны
пачками по пять кило, то спагетти по двести граммов, причём
помимо того, что и те, и другие не содержат соли (настраивалок)
и рекомендуется солить вручную, они имеют кучу нюансов с
приготовлением и съедением.

Точнее, свариться-то они могут порой не только в штатных
кастрюлях образца текущего (или прошлого) года, а и в
медной турке на песке или бадье на костре.  Проблема даже не в
том, что продукт по факту несовместим с донышком многих
экзотических посудин (вон у gns@ к EISA SCSI пригорел на этапе
засыпания в ёмкость на той неделе), а в том, что для вполне
современных скороварок нет ни банального списка несовместимостей
или проблем, составляемого хотя бы постфактум, ни, видимо, плана
тестирования.  В результате регулярно отваливаются свистки и
порой -- другие запчасти, за которые уплочено.

Ну ладно, но после того, как пользователь, купивший, скажем, в
розницу за деньги, сопоставимые с ценой немецких, Макароны 2.4,
всё-таки с помощью списков рассылки с более знакомыми с
уникальной спецификой продукта поварами его приготовит, результат
надо бы, наверное, съесть.  Потому что кастрюли и макароны
покупаются не просто так, а для пользы дела.

Вот тут аналогия ломается, поскольку для пищи нехарактерны
распространённые в безответственной компьютерной среде проблемы
"дырок" и "багов".  Я, в общем, знаю, что бывает с хлебными
магазинами (и заводами), которые допускают в хлеб палочку.
Но применить этот уровень ответственности здесь уже нереально :(

Наверное, попробуем перебраться на автомобили.  Получается так --
можно купить "местную сборку", которая лучше приспособлена к
местным же дорогам, но на этом и всё.  Правда, цена почему-то
опять же сопоставима если не с BMW, то с VW, и это при том, что
запчасти доступны в течение хорошо если года после выпуска
модели -- через год предлагается вполне бегающую лошадку
автоматически, но полностью пересобрать из запчастей следующего
варианта.  При этом не гарантируется, что прямоточник третьего
производителя или прицеп (ради которого всё и затевалось) не
отвалится.

В общем, опять картина странная.  Наверное, просто нигде нет
таких темпов многовекторной разработки, как в ИТ, и мало где
среди функционирующих даже консалтерских фирм творится такой
бардак, как в ООО.  Люди, да если ваши макароны будут хоть
суперкалорийными, но взрываться при варке -- вы в пролёте.
Точно так же, как и с чудо-автомобилями, которые ездят сами,
но менять запчасти целиком надо через год.

> (Частные интересы типа "у меня в трёх местах работает" не в
> счёт.)

А какие вообще бывают интересы?  Что когда-то понадумал --
обрисовал на http://wiki.atmsk.ru/index.html/AltPolicy (хм...
будет теперь http://www.freesource.info/wiki/AltLinux/AltContext)

Девелоперу надо, чтоб своё или фирменное было удобней
разрабатывать и чтоб работало.  Приходится взвешивать грабли
против вкусностей, у нас хватает с избытком и того, и другого.

Админу надо -- чтоб работало.  Аналогично, но ситуация с
поддержкой по факту клиническая (hint: мы без уверенности в
нелишнести этой платформы тоже не можем вкладывать
_прогнозируемые_ усилия в поддержку -- EMT.Com.UA),
а для любого нормального админа это пункт номер ноль.

Пользователю надо -- чтоб работало.  Тут у нас разве локализация
и количество доступных пакетов.  С настройкой и беспроблемностью
-- туго, причём совсем.

> И что это за игра?  Что-то я об этом никогда не думал... :)

Это когда положено не просто орать, наступив на грабли, а нанести
их на карту как минимум.  Что подразумевает умение это делать.
Сколь-нибудь квалифицированный багрепорт -- тоже не совсем
банальная штука, а у нас и на них забивают (сам такой).

> Да?  А кто они?  Мне интересно, как гуёвые программы тестить.
> Есть xvfb-run, в котором можно гуёвые программы запускать, а как
> в этих программах потом в менюшки лазить и кнопки нажимать?

Насколько помню случайные столкновения -- [записываются и]
синтезируются иксовые события.  Т.е. реализуемо.

http://freshmeat.net/projects/x11guitest/
http://freshmeat.net/projects/qunittest/
http://freshmeat.net/projects/qat/
http://freshmeat.net/projects/kdexecutor/
http://freshmeat.net/projects/gunit/
(наловлено по gui testing, там ещё пачка Java GUI)