[devel-distro] Веб-браузер в инсталляторе или для инсталлятора?

Evgeny Sinelnikov sin at basealt.ru
Tue Oct 15 07:59:40 MSK 2024

Доброй ночи,

Ещё один конкретный вопрос. Кому и зачем нужен браузер в инсталляторе?
(про конфигуратор - далее)

Я разобрал этот вопрос с antohami@ и вот к чему я пока что пришёл:

Единственное, для чего нужен браузерный вариант инсталлятора - это
проблема необходимости для удалённой установки использовать что-то,
кроме браузера. Например, как у нас сейчас, VNC-клиент.

Мне вот интересно. А кто у нас этим, вообще, пользуется, хотя бы через
VNC? И кто будет пользоваться, если такую возможность реализовать? А
ещё, насколько это актуально для "железных" машин, а не виртуалок. У
серверных, "железных" машин обычно, для этих целей имеется IPMI (или
аналоги). А ставить в таком режиме сотни клиентских машин - сомнительная
затея.

___________________

Ещё один момент - это "современные" тенденции всё превращать в веб. И у
этого есть свои преимущества, даже перед VNC, наверное. Прежде всего,
потому, что "всё что движется" заворачивают в http.

Кстати, следом за http появляется https и любителям веба хочется задать
вопрос: "А с этим как быть? Жить на самоподписанных сертификатах на
каждой инсталлируемой машине?".

Предлагаю тому, кто топит за эту историю решить простой, по сравнению и
инсталлятором вопрос - реализовать в нашем apt поддержку https-proxy.
После этого можно будет всерьёз говорить о компетенциях в теме веба для
низкоуровневых задач.

___________

Ещё один момент про веб для инсталлятора, который даже обсуждать не
хочется.... Звучит он так, что "на вебе вон чего делают, смотрите как
просто! И разработчиков на рынке во сколько".

Честное слово, грустно думать даже, может быть сразу на дотнете начнём
тогда?

___________

Я уже думал отправлять ответ, как получил в потоке ещё одно сообщение от
klark@, которое привожу ниже. По крупицам пытаюсь понять недовысказанное
про веб...

15.10.2024 01:23, Leonid Krivoshein пишет:

> Только здесь основная цель -- не сам конфигуратор, а множество
> работающих в нём модулей, т.е. если в разумные сроки мы сможем
> создавать несколько новых модулей, если к этому можно будет подключить
> множество разработчиков, если технология будет интересна не только
> нам, но и админам "на местах".

Трудно отвечать на недосказанное, подразумеваемое и предлагаемое, как
очевидное.

Тезисно:
- Не нужно заставлять админов быть разработчиками, если они этого сами
не хотят.
- Возможности админам давать нужно, и такие возможности, как раз, и
предоставлены для бекендов.
- При этом, давать возможность делать простые, кривые, небезопасные
фронты через веб - полная чушь.
- Самые активные уже сейчас могут начать осваивать cockpit, в который
нативно встраиваются интерфейсы на dbus.
- Желающим написать срочно свой веб-движок, аналогичный cockpit, вне
какой-либо модели безопасности предлагаю сначала подумать...
(подробности в отдельной теме).
- "Cрочно" ничего, кроме cockpit, получить в виде веб-интерфейса пока не
вижу ни смысла, ни ресурсов.
- А от админов нам нужна понятная, подробная аналитика (то есть
адекватная обратная связь), иначе всё так и останется в недоделанных
костылях.

В целом, ничего не имею против костылей, кроме того, что их
проблематично масштабировать. Но и встраивать в продукты их не вижу
смысла. alterator-net-domain тому хороший пример.

На текущий момент сценариев "подключения множества разработчиков"
предполагается несколько:

1) разрабатываемые в рамках unix-way бекенды могут быть встроены в
реализованные толстые клиенты.

Для этого требуется удовлетворять при реализации этих бекендов
поддерживаемым уже разработанным фронтендами интерфейсам, которые лежат
в соответствующих пакетах:
-
https://packages.altlinux.org/ru/search/?branch=sisyphus&q=alterator-interface-

2) для уже разработанных бекендов могут быть использованы разные фронты
под разные задачи, графические окружения, а также консольные утилиты.

Всё это достаточно понятно админам. Не вижу никаких для них в этом
сложностей, если они хотят что-то разработать. Документацию будем
наращивать. Примеры тоже будем создавать.

[...]
> [...]
>
> Часть настроек может быть изначально в ведении обычного пользователя.
> В идеале иметь возможность как делегировать пользователям полномочия
> менять конкретные системные настройки, так и наоборот, забирать у
> обычного пользователя полномочия менять изначально пользовательские
> настройки. Всё это разделение прав решается в пределах одной программы
> конфигуратора без SELinux, Polkit и интроспекции dbus. Как вариант, в
> пределах иерархической БД конфигурации. К слову, в виндовом реестре,
> помимо древовидных "кустов" предусматривалась раздача ACL на целый

Ну, давайте... + ещё один какой-то фоновый агент, с непонятным
протоколом и непродуманным способом аутентификации...

где "всё это разделение прав решается в пределах одной программы
конфигуратора".

Кто это всё писать собирается, если архитектура даже не продумана? В
какие сроки?

[...]
> [...]
> организовать взаимодействие можно намного проще. Причём там, где оно
> действительно нужно. Например, когда мы связываем фронт с бэком в
> UI/UX, JSON & Ко уместнее dbus, особенно, если мы выходим за пределы
> хоста, чего хотелось бы. Если конфигуратор -- одна программа, если наш
> тулкит уже позаботился о взаимодействии фронт и бэк частей модуля, нам
> даже не надо об этом думать и остаётся только решить, в каких случаях
> уместно использовать кем-то написанное с использованием dbus, чтобы
> подтянуть и этот дополнительный функционал.

Вот, вроде хотим конфигуратор, а превращается всё в веб-интерфейс для
ansible.

Не понимаю что значит: "Если конфигуратор -- одна программа, если наш
[...]

Кто, о чём, как, почему должен позаботиться? (это риторический вопрос)

Ответа, полагаю, просто нет. Архитектуры нет. Есть предположения о том,
что если удачная архитектура кем-то будет реализована, то всё можно
будет как-то сделать.

Про удалённый доступ напишу в ответвлении про интерфейсы.

--
Синельников Евгений Александрович
Руководитель обособленного подразделения