[Comm] Разбираемся с зоопарком дистрибутивов

Michael Shigorin mike на osdn.org.ua
Ср Мар 16 13:15:17 UTC 2011

On Tue, Mar 15, 2011 at 11:40:57PM +0300, Илья Кучмин wrote:
> Совсем недавно подсел на ALT. Возникло множество вопросов
> относительно дистрибутивов, репозиториев, а также процесса
> построения и времени поддержки новых дистрибутивов.

Дистрибутивы есть разные; исторически бывали времена
существования линеек таковых, в данное время это можно сказать
только про школьный набор и всё остальное временно в тени.

Потихоньку готовится выпуск комбинированного универсального
(в плане десктоп+сервер) дистрибутива Centaurus, а также десктопа
на базе KDE4.  Ведутся работы по части дистрибутивов на LXDE
и WindowMaker/IceWM.  Описываю это всё вместе, поскольку сейчас
каждый из этих дистрибутивов пилится, как понимаю, одним-двумя
людьми -- не считая общей пакетной базы.

Есть неоднократно уже высказанное мнение, что про время поддержки
можно будет говорить тогда, когда будет выделенный security
response engineer.  Насколько понимаю, это мнение услышано;
надеюсь, что следующий анонс дистрибутива с оговоренным сроком
поддержки будет добрым знаком.

По Server 4.0 возможность выдержать обещанные три года была,
если бы не быстрый рост перед кризисом, сильное противодействие
в министерстве образования (где окопалось MS) и неожиданный
рейдер Комиссаров со своим PingWinSoft (ой, держите меня семеро).

Да, см. http://www.altlinux.org/Branches

> Также люди используют несколько разных kernel.

Да, потому что с ними последние года три напряжёнка -- не хватает
ресурсов стабильно поддерживать в хорошем виде хотя бы что-то
одно (которым по умолчанию является std-def), поэтому периодически
разные люди выкатывают свои варианты решения проблемы.

> Многие пытаются обновиться до Sisyphus.

Да, хотя это вместе с плюсами наиболее поддерживаемой де-факто
ветки ALT Linux имеет и минусы наиболее изменчивого репозитория,
причём при всех высоких технологиях поддержки целостности порой
долетают изрядные грабли -- например, nvidia отвалится (из-за
того, что ядро тоже надо было обновить, но никто не подсказал)
или там софтинка сломается при переходе на новую версию.

Сизиф требует платы временем на более-менее частые (хотя бы раз
в неделю) обновления и готовность к обычно мелким неполадкам при
этом (хотя вовсе необязательно их найдётся _каждую_ неделю).

Можете полистать http://www.altlinux.org/Changes и заценить
http://www.altlinux.org/Changes/apt в качестве примера.

> Зачем потребовался такой зоопарк?

Много людей -- много мнений.  Например, основное различие между
бранчами p5 и 5.1 заключается в том, что p5 более консервативен
и изменения в нём проверяются Андреем Черепановым, а 5.1 может
себе позволить втащить что-то более рискованное; при этом в p5
запросто может оказаться что-то более новое, но уже проверенное,
т.е. это вопрос выделяемого участниками времени.

(см. тж. http://www.altlinux.org/Releases/Community)

> Что является стабильным?

По меркам RHEL -- ничто (кроме заветного Master 2.4 :),
по меркам многих разработчиков -- сизиф (поскольку на его
проверку идут основные усилия людей и скриптов), а у меня
дома и на серверах используются стабильные бранчи -- сейчас
в основном 5.1/branch.

В общем,

> И как ведется разработка?

У-уу, ни в сказке сказать, ни пером описать :-)

Периодически разные люди (или даже компании) продумывают
какие-либо куски работы и двигают их в заданном направлении,
но во многом процесс неуправляемый в хорошем смысле слова.

Консенсусом является "тебе надо, ты и делай" -- так появляются
новые пакеты, бранчи, репозитории, дистрибутивы, сайты, рассылки
и даже новые пользователи. :)

> Хотелось бы получить развернутое описание с набором ранее
> упомянутых терминов.  Пытался найти ответы на wiki но
> безуспешно. :-( Большое спасибо.

Самой большой благодарностью будет добавление полезных кусочков
ответов, полученных в рассылке, на вики -- туда, где сами бы их
искали.  Если не с руки, стесняетесь или не уверены, как будет
лучше -- то и за список таких страничек спасибо.

Когда глаз замылен, а руки сами знают, где что искать --
сложно бывает понять, где именно дописать надо.

Ну и добро пожаловать.

PS: поправил чуть:
http://www.altlinux.org/Branches
http://www.altlinux.org/Что_такое_Sisyphus%3F