[Comm] Каталог с совместным доступом

Чт Янв 15 02:11:25 MSK 2009

On 14 января 2009, Andriy Dobrovol`s`kii wrote:
> Дмитрий, Вы начинаете "гнать пургу". Да в Окнах изначально все
> Ваши даные  -- общедоступный мусор. В Альте, чтоб превратить
> свои даные в такой мусор нужно выполнить некие действия. Это
Тем не менее, судя по бурному обсуждению практически
единственного доступного решения (которое к тому же мало кому
знакомо, а особенности его поведения выверяются только на
практике), эти некие действия являются достаточно сложными.
На самом деле задача была простая - обеспечить двум пользователям
взаимодействие с равными правами в одном каталоге. Это
достигается установкой sgid-бита на каталоги, установкой общей
группы на каталоги, и umask 0002, чтобы разрешить группе писать
во вновь создаваемые файлы.
Это типичная ситуация (работа, как правило, происходит
совместно), и единственное решение из доступных.

И никакого общедоступного мусора.

К сожалению, недостатки Unix/Linux слишком часто выдают за её
достоинства. Вспомним
* Почивший сервер шрифтов XFS и вообще систему Иксовых шрифтов -
как это красиво расписывалось и насколько бесполезно сейчас,
когда используются только TTF-шрифты, отрисовываемые через
freetype, и счастье, если отображаемые через XRender.
* Деление на пользователей, группы и других. В 2009 году до сих
пор в ядре ограничение на 16 групп на пользователя при работе
через NFS. Это означает что по сети группами пользоваться
невозможно.
* Дефрагментация файловых систем. Сколько нам доказывалось, что
это лишнее, и ФС в Linux не требует дефрагментации. Но только
вот свежеустановленная система грузится заметно быстрее
побывавшей в dist-upgrade. Что говорить, у меня на домашней
машине установка rpm-пакета размером в 10Кб занимает несколько
минут жуткого треска диска.
* Замечательная архитектура X-сервера с сетевым протоколом
практически без оптимизации даже при локальной работе (я чего-то
не знаю, кроме Unix socket?). Пользователи, перешедшие на Linux,
порой проклинают нас за тормоза графического интерфейса.
* Несовместимость разных версий библиотек, драйверов для Иксов и
модулей ядра даже на уровне исходного кода, не говоря уж об ABI,
которого можно сказать и нет никогда. Иногда не грузятся
драйвера ATI, иногда nVidia, коммерческую закрытую программу в
дистрибутив не поставить, а модули ядра впрыгивают и выпрыгивают
от сборки к сборке ядра в зависимости от готовности кода. Я уж
молчу о счастье поддерживать сторонний модуль для ядра.
* Практически полное нежелание разработчиков разных дистрибутивов
прийти хоть к какой-то совместимости и стандартизации
программных интерфейсов в своих системах. Иногда этим занимаются
сами разработчики библиотек и софта, но далёкими от нужд
дистрибутивостроителей способами.

Виталий Липатов
Санкт-Петербург