[Comm] Sofware RAID

Пн Мар 10 23:52:55 MSK 2008

On Mon, Mar 10, 2008 at 10:20:10PM +0300, Vladimir Karpinsky wrote:
> Есть компьютер с 4-мя одинаковыми SATA-дисками, на котором
> предполагается хранение достаточно важной информации. Для
> "ответственного хранения" этой информации хочу сделать
> программный RAID-5.

Лучше два RAID1, как мне кажется.  Из пятёрки выковыривать
что-либо малореально, десятка тоже имеет шанс на полное
рассыпание при выходе двух дисков из строя.  Два зеркала
при потере двух дисков в худшем случае потеряют одно из.

> Организацию массива пытаюсь делать сразу при установке АЛД4.0.
> Но дальше у меня возникает непонимание: изначально я думал, что
> этот массив будет просто содержать "обычные" подразделы типа /,

/ может быть лучше положить на отдельный RAID1 по всем дискам,
ну или если хочется заодно оптимизировать -- то можно сделать
небольшой (полгига-гиг) / на 4HDD RAID1, /usr на 2HDD RAID1,
/var на 2HDD RAID1 (симметрично /usr), а остальное пустить на
пресловутые пару зеркал под хранение.

> /home и т.п., но можно ли это сделать вообще, а, в частности,
> средствами инсталятора не понятно. Кроме того, загрузчик не
> хочет вставать на raid5, а только на raid1

Ессно, поскольку никто в здравом уме и трезвой памяти себе
корня на страйпе не пожелает...

> т.е. / надо из массива выносить и ставить туда загрузчик. А
> тогда я перестаю понимать, как разбивать всё остальное: из
> того, что успел прочитать, я понял (вероятно не верно) что
> raid5 позволяет из 4-х одинаковых дисков объёмом N сделать
> массив, объёмом почти 3N, при этом 1 умерший диск, м.б. заменён
> без потери данных.  Если из одного диска выделить что-то, то
> объём его уже будет меньше...

Есть ещё одно соображение: заменять диски в софтрейде тем
сложней, чем больше на них понакручено.  Если уж будете делать
RAID5, может иметь смысл для системы поставить отдельный
небольшой диск, а рейд делать на полных sd[abcd].

Опять же при решении в пользу пятёрки _обязательно_ ознакомьтесь
с этим документом (в частности, это к тому, что лучше разделы
для RAID5 отрезать и заворачивать в массив руками после установки
корня -- увы, не знаю дистрибутивов, которые бы учитывали сами):

http://www.freesource.info/wiki/HCL/XranenieDannyx/SoftwareRAID

PS: при прочих равных 4HDD лучше зеркалить "через один" -- чуть
меньше шансов, что выдернут/пошевелят оба провода питания или
данных одновременно у дисков, которые находятся чуть дальше друг
от друга.

Это же соображение касается случаев, когда ходим через разные
контроллеры -- особенно если один из них "навесной": поскольку
электроника -- наука о контактах, зеркало лучше разводить
половинками, а не вешать целиком через потенциальную точку сбоя.

Мне эти выводы в своё время стоили некоторых нервов...