[Comm] Про открытую базу российского законодательства (для обсуждения)

Денис Черносов =?iso-8859-1?q?denis0=2Eru_=CE=C1_gmail=2Ecom?=
Пн Янв 21 05:00:34 MSK 2008

Заранее извиняюсь за оффтоп. Тому есть следующие причины:
1) не знаю куда именно написать по этому поводу
2) не знаю насколько идея "свежа" - возможно всё уже реализуется полным
ходом и беспокоиться не о чем
3) считаю, что тема будет интересна всем "поклонникам" движения OpenSource и
вообще всем россиянам
4) имею надежду, что, буде тема окажется интересной и своевременной, она
через 1-3 "рукопожатия" дойдет из этой рассылки до умов нужных людей, типа
Алкниса, Медведева и т.п.

Ситуация:
Имеем монополию на рынке таких продуктов, как Гарант, Консультант, 1С
Предприятие. Не только потому, что фирмы классные, но и потому, что они
наладили эксклюзивный доступ к актуальной законодательной информации (от
жены-юриста знаю, что в Самарской области обновленную информацию в Гарант и
Консультант добавляют сотрудники Министерства юстиции). В продуктах 1С
Предприятия эта информация присутствует в виде таблиц констант (ставки
различных налогов, в частности).
Имеем (насколько я знаю, до сих пор актуальная проблема) торговлю ГОСТ-ами.
Де-юро, открытая информация на деле оказывается закрытой ввиду устаревшего
формата доступа к ней в реально открытом виде (ну не собирать же каждому
частному собственнику подшивку газет с публикациями новых законов).

Т.е. решение отдать заполнение, продуцируемых государственной машиной
законов, инструкций, подзаконных актов, ГОСТ-ов, СНИП-ов СанПИН-ов и т.д. и
т.п. в современные электронные базы данных на откуп частным лавочкам мне
видится порочным в самой своей основе.

Если существуют де-факто рыночные базы данных, значит их создание и
поддержание возможно и государству вполне по силам. Более того, это просто
необходимо на данном этапе развития государства и общества. Возможно эта
задача уже декларирована в рамках проекта "Электронная Россия".

Техническая реализация:
Это, конечно, остается за специалистами, но общие соображения выскажу.
1) Формат базы данных должен быть мощным, открытым и кроссплатформенным
(PostgreeSQL вероятно).
2) Как следствие, прозрачные механизмы доступа к БД - SQL, XML, LDAP (?).
3) Сама информация должна быть структурирована и снабжена тэгами. Должен
быть заложен механизм перекрестных ссылок, версионного контроля и цифровых
подписей (для проверки целостности и авторства). Думаю, что будет неплохой
идеей нумеровать абзацы (как в Библии), для большего удобства формирования
ссылок. Формат записей должен предусматривать конвертацию в html, XML, Pdf,
TeX, OpenDocument как отдельных документов, так и выборок по ним без потери
важных деталей (Важно! Шаблоны оформления и конверторы также должны быть
доступны в открытом виде, для облегчения встраивания в сторонние продукты).
4) Информация должна быть доступна как в онлайне, через гос. порталы, так и
в виде iso-образов, распространяемых под лицензиями, допускающими свободное
тиражирование (плюс апдейты к ним в виде патчей и/или sql-дампов). Сами
образы должны быть разбиты по темам и направлениям (ну это очевидно! ГОСТы в
одну сторону, региональное законотворчество - в другую, СанПИНы в третью)
5) Особым источником информации следует выделить протокол
заполнения/обновления БД. Он должен быть доступен по подписке и в виде
RSS-лент. Разумеется и здесь разделение по темам и категориям никак нельзя
назвать лишним.
6) Должен быть доступен механизм сообщения об ошибках. Как для онлайн, так и
для офлайн-версий. Чтобы народ мог помогать своему правительству.
7) Системы обратной связи должны позволять любому увидеть не только уже
готовые и действующие документы, но и те, которые находятся на стадии
разработки. Чтобы можно было реализовать что-то типа RFC. Неплохо было бы
выделить место для комментариев по поводу уже действующих законов. Возможно,
что для пунктов 6 и 7 идеально подойдет wiki-механизм.
8) В принципе, эта база должна в перспективе стать ПЕРВИЧНЫМ источником
информации и законы будущего должны выглядеть как  банальные  diff и
sql-файлы.

А частные лавочки пусть соревнуются в предоставлении удобных и
функциональных интерфейсов к этой информации и/или её частям.

Что думает уважаемый All?