[Comm] Почему мои знакомые уходят с ALT (было: Re: Блоги и ЛивЖурналы)

Yuriy Al. Shirokov =?iso-8859-1?q?yuriy=2Eshirokov_=CE=C1_gmail=2Ecom?=
Ср Май 30 18:20:43 MSD 2007

Доброго времени суток.

Ну и мои пять копеек, если позволите.

Для начала несколько, так сказать, unsuccess stories из реальной
жизни, а потом обобщение.

Вот, например, один мой знакомый, руководитель коллектива
разработчиков, много лет использовавший на работе Alt. Кстати, именно
он в своё время подсунул мне диски с Mandrake RE. Ещё осенью прошлого
года собирался переводить свой отдел с Master 2.4 на новый альтовский
дистрибутив, но так его и не дождался. Весной этого года он и его
подчинённые мигрировали на Ubuntu: дотачивать напильником Сизиф у него
просто нет времени, а M 2.4 к тому моменту уже безнадёжно устарел, и
пользоваться им дальше было невозможно.

Другой знакомый, державший Alt на домашней машине. В какой-то момент
ему понадобилось собрать несколько приложений, не присутствующих в
репозитарии (qtfpsgui и что-то для работы с GPS). И он обнаружил, что
_ни одна_ из скачанных им программ не хочет собираться в ALC 3.0.
Написал несколько писем в рассылку. Ни на одно письмо ответа не
получил. Плюнул и поставил Ubuntu.

Или вот знакомая девушка, фотограф-любитель, тоже использовавшая ALC
3.0 в качестве домашней системы. Ей в какой-то момент понадобилась
версия Digikam, умеющая работать с .nef-файлами её Nikon'а. Попытки
собрать .src.rpm из Сизифа успехом не увенчались. Решила обсизифить
машину, но с лёгкой руки знакомых дебианщиков-убунтушников без задней
мысли сказала apt-get update; apt-get dist-upgrade. Apt (_не прося
ввести "Yes, do what I say!"_), вынес login, mingetty и ещё несколько
столь же ненужных для работы пакетов. =) За несколько часов плясок с
бубном (загрузка в single mode, монтирование образа дистрибутива,
ручное рассовывание файлов из нужных пакетов в нужные места, повторный
апгрейд) работоспособность системы была восстановлена... но на
следующей неделе на том компьютере стояла Kubuntu.

Итак, основные претензии несостоявшихся пользователей Alt.

*Пакетов мало, и они старые.
Стабильные дистрибутивы являются морально устаревшими уже на момент
выхода (чего стоит один только первый OO в ALC 3.0!), выходят редко, а
на backports без слёз не взглянешь. Сразу видно, что сотрудники ООО и
community в массе своей живут на Sisyphus. _Реальных_ выходов два:
устраивать файлопомойку в /opt и /usr/local или осизифливаться.
*Технологическая спесь.
Alt --- это целый зоопарк нестандартных решений: etcnet, экзотическая
технология сборки ядра, сервисы в chroot'е, --as-needed и т.д. и т.п.
Само по себе это было бы не так страшно (прощают же Ubuntu отсутствие
root'а), если бы было, _ради чего_ терпеть такую кучу разложенных
повсюду грабель. А вот с этим как раз и напряжёнка: никаких
специфических _достоинств_ для end user'а дистрибутив не имеет.
*Плохо работает apt.
Говорят, Debian может в полностью автоматическом режиме обновиться с
первой версии до третьей. Думаю, комментарии излишни --- лично для
меня каждый второй dist-upgrade заканчивается потерей
работоспособности системы или, по крайней мере, X-сервера. При том,
что http://www.freesource.info/wiki/AltLinux/Sisyphus/changes скоро
можно будет делать домашней страницей в браузере.
Да, и ещё apt в Debian'е почему-то в несколько раз быстрее, хотя
пакетов там не в пример больше.
*Последние стабильные дистрибутивы раздражающе кривы.
Про глюк инсталлятора с двумя CD-ROM'ами, думаю, здесь уже знают все.
USB-устройства на некоторых машинах под ALC 3.0 приходилось
настраивать с кошмарными боями --- может быть, по смешным для Alt-гуру
причинам, но что, Alt --- это дистрибутив для Alt-гуру, этакая вещь в
себе?
*Сизиф _действительно_ нестабилен.
Debian testing тоже, в принципе, "нестабильный" дистрибутив, но люди
живут на нём годами без малейших проблем. А попытка жить на свежем
сизифе приводит очень быстро приводит к переходу человека в категорию
мантейнеров... либо, что чаще, к смене дистрибутива.

Это всё было терпимо, пока дистрибутивы делились на надёжные, но
абсолютно недружественные (типа Debian), и дружественные к end user'у
ценой тяжёлых внутренних уродств (типа SuSE). Но сейчас-то есть
Ubuntu, который just works и при этом вполне (кабы не более, чем Alt)
идеологически правилен --- и подавляющее большинство людей ставят
именно его.

Когда знакомые, желающие поэкспериментировать с Linux, спрашивают
меня, какой дистрибутив им попробовать, я советую *ubuntu. Потому что
если я посоветую Alt, меня спросят: "А ПОЧЕМУ?".

А я не знаю, что отвечать на такой вопрос.

Ю.А.Широков.