[Comm] [JT] Linux i18n (was: Как настроить ввод русских букв в консоли? )

Alexej Kryukov =?iso-8859-1?q?akrioukov_=CE=C1_mail=2Eru?=
Пн Янв 24 22:03:50 MSK 2005

On Monday 24 January 2005 20:15, Alexey Rusakov wrote:

> Практическая необходимость обусловлена несовершенством дистрибутивов.
> Чем дальше, тем менее практической она будет, как постепенно потеряла
> актуальность пересборка ядра.

Я ссылался на винду именно для того, чтобы показать, что
наличие практической необходимости в данном случае никак не
связано со спецификой Linux. Ну, допустим, захотел
человек вбить в документ несколько слов на немецком языке --
взял да и поставил себе немецкую раскладку, а потом стер.
Скажете, редкая ситуация?

Настоящая же специфика Linux в том, что в нем такие вещи
приходится делать по большей части руками. И это тоже вызвано
вполне объективными причинами, так что я бы не стал особо полагаться
на совершенствование дистрибутивов. Такими, например, как
существование нескольких кириллических кодировок и соответствующего
количества локалей. Или разброс параметров, относящихся
к локализации разных подсистем, по разным же конфигам. Плюс
XF86Config с его специфическим синтаксисом, для которого ручное
редактирование (или пересоздание с последующим редактированием)
всегда будет удобнее любой конфигурялки.

> Покажите мне чайника, которому вообще может понадобиться добавлять
> раскладку! А шрифты - совершенно отдельная песня.

Собственно, я уже ответил на этот вопрос. Видите ли, существует
много людей, которым по роду их деятельности или месту обитания
приходится иметь дело более чем с двумя языками. Переход на Linux
этой потребности явно не снимет.

> Здесь уместно задать вопрос - зачем? Может, просто делать нечего?

Ну, я бы объяснил, зачем это делалось, но, может, лучше сами
поищете? Не думаю, что здесь целесообразно обсуждать
прикрутку любимых русских шрифтов к Windows...

> Кому очевидно? Я подвергаю сомнению тезис о том, что даже опытный
> _пользователь_ должен уметь тонко настраивать локализацию. Отсюда
> недалеко до обязывания любого опытного _пользователя_ быть в
> состоянии сделать свой личный Linux From Scratch.

Разница громадная, и именно для того, чтобы ее подчеркнуть, я мерил
потребности опытного (и даже не очень опытного) пользователя
сугубо виндовыми мерками.

> На данном этапе развития - по-моему, проще переставить. Не думаю, что
> Михаил горит желанием вникать во все тонкости настройки локалей
> (извините, что решаю за других).

А мне показалось наоборот :) Учтите, что вопрошавшему ранее
приходилось настраивать русификацию в SuSE, так что большинство
тонкостей ему и так известно.

> Протестую! Ну на кой всем ставить восточные, арабские локали? Тем
> более что это довольно объемная вещь.

Да потому, что так от веку делалось во всех дистрибутивах, и потому
что идеология Unix была изначально ориентирована на i18n (а иначе
делали бы отдельные версии программ под каждый язык, как в винде).
И изменение умолчания может быть для многих пользователей крайне
неприятным сюрпризом. А уж если вам очень хочется такое умолчание
изменить, то это, во всяком случае, удесятеряет требования к
понятности и доступности документации. То есть из самого экрана
инсталлятора в таком случае должно быть доступно подробное (на уровне
специалиста) описание того, что именно этот флажок делает,
и почему он отключен.

А иначе... Ну, представьте-ка себе, что Вы разработчик, и Вам
пользователи со всего света присылают файлы локализации Вашей
программы. Потом Вы эти файлы тестируете, запуская приложение
в нужной локали (если даже не знаете языка -- то просто для того,
чтобы убедиться, что строки влезают в отведенное для них
пространство). А тут выясняется, что rpm-то их и не устанавливает.
Весело, да?