[Comm] Re: И еще вопрос про lvm

dm =?iso-8859-1?q?dead-md_=CE=C1_yandex=2Eru?=
Вс Янв 9 19:36:34 MSK 2005

Здравствуйте, Michael Shigorin!

Четверг 06 Январь 2005 17:49, Вы писали:

> Кстати, можете проверить терминологию (и/или рекомендации) в
> http://faq.altlinux.ru/index.php?action=single&qid=262&aid=344

Могу. Копия ответа идёт bloodmary на .

Исходный вариант ответа на вопрос (про установку Compact на LVM)

http://faq.altlinux.ru/index.php?action=single&qid=262&aid=263

 - мой. Кстати, перечитав, я понял, что там есть ошибка: пакета
lvm-utils в Compact нет, так что упоминание о нём нужно убрать.
Такой пакет был у меня, самодельный, поэтому я и ошибся.

Что до &aid=344, то тут, ИМХО, всё не вполне правильно. И дело не
только в терминологии, дело в том, что автор текста явно путает
группы томов lvm (то, что создаётся командой vgcreate) и
физические тома lvm (то, что создаётся командой pvcreate), а
также называет одним и тем же словом "раздел" и физические тома,
и логические тома, и группы томов.

Далее я прокомментирую фрагмент построчно:

> 1. Устанавливать в режиме "Эксперт"
> 2. Создать swap и корневой раздел -- / (300 М).
Здесь возражений нет, зато есть дополнение: Если раздел /boot
создаётся отдельно, то его тоже нужно создать обычным
физическим, а не помещать в lvm. Во избежание.

> 3. Создать раздел типа LVM на выделенном под динамические
> тома месте (видимо, остальном).
Во-первых, при чём здесь "видимо"? На любом свободном месте
любого свободного диска.

Во-вторых, почему "раздел"? Создать дисковые разделЫ типа LVM, на
которых будут размещаться физические тома lvm. Разделов таких
может быть сколько угодно, они могут располагаться на разных
дисках.

> 4. "Подключить к LVM" этот раздел, назвав его по вкусу.
Ни физический том lvm, ни раздел, на котором он находится,
названия, задаваемого пользователем, не имеет! Они именуются
автоматически, как любой дисковый раздел в системе. Команда
"Подключить к LVM" в инсталляторе
_добавляет_физический_том_в_группу_томов_lvm_.
Именно _имя_группы_томов_ и надо указывать при выполнении этой
команды. Причём, если группы томов на дисках уже есть, можно
указать имя существующей группы, в неё созданный физический том
и добавится. И если физических томов больше одного, то добавлять
их, скорее всего потребуется в _одну_ группу, а не создавать по
группе на каждый, как следует из процитированного текста -- в
этом случае потеряется смысл использования lvm.

> 5. На образовавшейся вкладке с именем по вкусу сконфигурировать
> разделы (можно поглядывать на tty4, где видны вызовы vgcreate и
> компании).
На каждую группу томов lvm в менеджере дисков создаётся отдельная
вкладка. Так что конфигурировать группы томов (не разделы!)
можно не только созданной, но и ранее существовавшей группы.

И далее

Фрагмент:

> Для создания LVM нужно создать раздел типа LVM, потом
активизировать его (в этот момент надо указать его имя), после
этого появится вкладка, на которой можно создавать разделы. Один
недостаток -- сами разделы создаются с именами типа "1",
> "2", "3" и т.д.

страдает неточностью и смешением понятий при употреблении термина
"раздел".

ИМХО, правильнее (и полнее) будет весь ответ на вопрос "LVM через
инсталлятор Мастера 2.4" изложить в редакции:

1. Для установки на LVM нужно запускать инсталлятор в режиме
"Эксперт".

2. Не следует помещать в LVM корневой раздел файловой системы и
раздел /boot. Для них, а также для своппинга, нужно создать
обычные дисковые разделы. Для корневого раздела будет достаточно
300М, для /boot (кроме экстремальных случаев, которые в практике
пользователей не встречаются) более чем достаточно 32М

3. Чтобы использовать LVM, нужно на этапе разбиения диска (в
менеджере дисков инсталлятора) создать инфраструктуру lvm, то
есть физические тома, группу (группы) томов, логические тома.
Для этого нужно:

4. Создать на диске один или несколько физических томов lvm, то
есть дисковых разделов, которые будут подключены к группе томов.
Разделы создаются обычным образом, как и любые другие, им просто
нужно указать тип "LVM".

5. Подключить созданные физические тома к группе (группам) томов.
Подключение выполняется через кнопку "Подключить к LVM" в
менеджере дисков, которая появляется при выборе на диске раздела
типа LVM. При подключении будет запрошено имя группы томов, к
которой нужно подключить физический том. Если на доступных
дисках уже есть группы томов LVM, то можно использовать одну из
них, введя её имя, в противном случае (если введённое имя не
соответствует ни одной из групп), будет автоматически создана
новая группа томов с заданным именем. Не создавайте более одной
группы томов в системе, если не уверены, что точно знаете, что
делаете и зачем вам это надо. Создавая новую группу томов, не
следует давать ей имя "lvm" - это приведёт к сбоям в
инсталляторе.

6. Для каждой группы томов LVM в менеджере дисков появляется
отдельная вкладка (такая же, как для отдельного физического
диска, с именем этой группы). Перейдя на эту вкладку, можно
создавать логические тома, так же, как обычные разделы на
обычном физическом диске, выбирать тип файловой системы для них
и связывать с ними точки монтирования. Имена логическим томам
присваивает инсталлятор, он называет тома числами, в порядке
создания. Переименовать том из инсталлятора невозможно.

Примечание по выбору файловых систем для логических томов:

Помните, что возможность легко изменять разделы логических томов
LVM не имеет никакого отношения к возможности изменения размеров
файловых систем, лежащих на этих томах. Если вы поместите на
логический том файловую систему, которой невозможно динамически
менять размер, от динамического размера тома не будет никакого
толку. Поэтому, если есть основания считать, что размеры
некоторых томов будут меняться, обращайте внимание на
возможности динамического изменения размера ФС, которую для него
выбрали, в ту сторону, которая для вас важна, в том числе на
возможность изменения размера ФС без её размонтирования.

Примечание для хорошо знакомых с управлением LVM из текстовой
консоли:

Инсталлятор Мастера 2.4 довольно нервно относится к манипуляциям
с LVM во время установки. После некоторого количества
манипуляций (создание/удаление логических томов/групп,
подключение/отключение томов, всё это последовательно несколько
раз, и так далее) инсталлятор может просто повиснуть. Кроме
того, мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда не
выполнялась какая-то из возможных операций. Поэтому я бы
рекомендовал тем, кто владеет набором консольных команд lvm, не
надеяться на менеджер дисков в инсталляторе, а, создав в нём
физические разделы для lvm, сохранить таблицу разделов на диске
соответствующей кнопкой, перейти в текстовую консоль и оттуда
построить структуру lvm вручную, а затем в менеджере дисков дать
команду "Перечитать таблицу разделов", после чего перейти сразу
к заданию типов файловых систем и точек монтирования для
логических томов. Так надёжнее, да и поименовать логические тома
можно сразу так, как нужно.