[Comm] Junior + notebook = matrix died

Andrey Liakhovets =?iso-8859-1?q?lyakhovetz_=CE=C1_roverbook=2Ecom?=
Чт Окт 31 23:07:28 MSK 2002

From: "Alex Savvin"  Sent: Wednesday, October 30, 2002 11:45 PM

> Здравствуйте
>
> Вот, произошло печальное ...
>
> На ноутбук (Voyager FT-5), на котором при продаже стоял ASP-Linux,
> в последствии замененный на Win98, был установлен Junior 2.0.
> При установке X-ов в качестве монитора был выбран "Дисплей ноутбука"
> (или как-то так, сейчас не припомню) в режиме 1024х768х16.

У меня на Voyager FT5 стоят Win98 и Master 2.0. Особых проблем не было.
До Мастера около полугода стояли ASP Linux 7.1 и 7.2 в фреймбуфере.
(Junior'а у меня не было.
ASP Linux 7.3 не пробовал, но на Voyager FT6 он идёт).

> В процессе эксплуатации было замечено, что при включении screensaver'а
> (или, что более вероятно, apmd) изображение на экране исчезало, хотя
> лампа подсветки светилась. Кстати, выйти из этого режима перемещением
> мыши и нажатием на клавишу клавиатуры не удавалось, помогало только
> закрытие крышки ноутбука и ее открытие, после перехода ноутбука в
> режим сна.

Навскидку похоже на ошибки в BIOS. Какая у вас версия? Также расскажите
подробнее, в какой ситуации происходило описанное, какие настройки
в SETUP (выход на внешний монитор должен работать, есть функц.клавиша
для переключения).
  У себя подобное не наблюдал (версия BIOS 1.10), но, может, удастся
воспроизвести.
  (посмотрел сейчас на сайте v-service, там уже нет BIOS'ов версий 1.xx,
которые были для FT5 :(, остались только 2.xx для FT6; постараюсь завтра
узнать подробности).

> Поскольку, как правило, вывод из подобного режима производился сразу,
> то особых проблем это не вызывало, только неудобство. Но в последний
> раз пользователь отсутствовал около 15-20 мин. В результате
> матрица не работает (ни при загрузке, ни в Linux, ни в Win) -
> только лампа светит.

У нас наблюдался выход из строя матриц в двух случаях:
-- при poweroff аппарата, когда, как позже выяснилось, использовался
испорченный бинарник для выключения.  В результате выключение
явно не выполнялось до конца, на матрицу шли неправильные сигналы --
что-то вроде отсутствия какого-то сигнала при наличии другого, --
секунд 20 матрица точно выдерживала, а вот через несколько минут --
погибала.
-- при использовании видеодрайвера SiS, входившего в ASP Linux 7.1.
Соответственно, для графики предустанавливался фреймбуфер, а в комплект
вкладывалось предупреждение о том, что можно сжечь матрицу, вместе
с порядком переустановки системы с CD-ROM, чтобы таки её не сжечь
(должно быть также и на сайте).

Ваш случай больше похож на недовыключение матрицы.
Ещё раз повторю, в нормальной ситуации это у нас не наблюдалось,
поэтому  и интересуюсь подробностями.

> Недавно узнал, что тот же ASP пишет в сопроводительных бумагах, что
> настройка X на ноутбуках связана с большим (или бОльшим) риском для матрицы.
> Жаль, что никакой информации, связанной с данной проблемой, в ALT-овских
> продуктах нет (или в глаза не бросается).

Как только вышел Мастер 2.0, я (зная, что там X 4.2) его тут же купил и
поставил и до сих пор очень доволен. Так что, может, я и есть причина
такой неинформированности :(.

> Хотелось бы узнать, если кто в курсе, причину выхода матриц (по всей
> видимости дешифратора или источника питания) - ведь такой зависимости
> от частоты как в CRT мониторах (строчный трансформатор) в LCD быть
> не должно. Или ссылочку на подобную инфо - без нее ставить Линух на
> ноутбуки поостерегусь.

Судя по всему, причина -- неправильное программирование (пока не знаю,
чего именно), как результат -- неправильные сигналы на матрицу.
Выходит из строя что-то внутри (иначе их у нас сами бы ремонтировали).

Насчёт графики в Linux на чипсетах от SiS можно посмотреть здесь
http://www.webit.at/~twinny/linuxsis630.shtml

Что произошло конкретно у Вас?  надо больше информации.

Кстати, примерно с конца зимы - начала весны матрицы стали не такие
быстросгорающие (но, повторюсь, моему Voyager FT5 уже больше года).

Андрей Ляховец