[mdk-re] Re: [JT] [UA] manifesto

Alexandre Prokoudine =?iso-8859-1?q?a=5Fprokudin_=CE=C1_pub=2Etmb=2Eru?=
Вт Мар 5 09:42:01 MSK 2002

Hello Aleksey,

Tuesday, March 05, 2002, 5:44:50 AM, you wrote:

AN> Вот-вот. Сами видите, кого разбудили.
AN> Мне очень понравилось это:
AN> "Лекше москалю вивчити укра©нську мову, нЁж укра©нському освЁтянину той
AN> вражий ЛЁнукс... " Фраза месяца!

AN> Блицкриг на десктоп провалился. На "массовый"  десктоп.

Блицкриг не мог не провалиться. Когда была предпринята эта попытка
(времена RedHat 5.x-6.0, если не ошибаюсь), пользователи оказались в
достаточно тяжёлых условиях:

- минимальное количество офисного ПО
- минимальное количество мультимедийного ПО
- немногие существующие игрушки посредственны

и, что самое главное
- БОЛЬШИЕ проблемы с железом.

Я уж молчу о том, что начинающему пользователю Windows не нужно
глубоко лезть в системные настройки в отличии начинающего пользователя
Linux.

ТОЛЬКО СЕЙЧАС мы приближаемся к:

- приличествующему количеству и качеству офисного ПО;
- нормальному количеству мультимедийного ПО, но - в основном
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО, а не профессионального (профессиональное 3D есть,
профессионального звукового ПО практически нет, для видеомонтажа из
доступных для пользователя - только MainActor, гномья аппликуха для
монтажа, похоже, загнулась, а новая на основе gstreamer пока в
эмбриональном состоянии);
- немногим серьёзным игрушкам, которые разрабатываются одновременно
под две/более платформ (z.B. RTCW);
- нормальной поддержке железа;
- работе системных настроек "из коробки".

У меня есть знакомый админ, работающий в совместной русско-немецкой
компании. Он с радостью поставил бы Linux на сервер, но его прямой
начальник - человек в IT, прямо говоря, туповатый. О том, чтобы
поставить Linux в качестве десктопа и подавно речи нет. Поэтому они
обмениваются текстами контрактов в формате MS Word. А поскольку каждый
контракт объёмом в 70-120 страниц претерпевает от 2 до 10 версий по
ходу обсуждения, работа переводчика по выявлению различий между
версиями превращается в ад. Они, бедные, о diff не знают ;)

Обратите внимание на тенденцию. Если посмотреть в ретроспективе тот же
sourceforge.net, то станет очевидно, что многие проекты, которые могли
бы поднять Linux как десктопную ОС на уровень offtopic, как правило,
не выживают. Почему? Ответ однозначен: нет подпитки. Ни финансовой, ни
моральной.

Прекрасный тому пример - Bonobo. Не самая плохая технология. ;) Но
посчитайте количество существующих и развивающихся GNOME-based
приложений, которые могли бы работать с Bonobo, и количество тех из
них, которые такую возможность архитектурно предусматривают и
реализуют ...

Вот Вам и десктоп ...

А пользователю, впервые ступившему на обетованную землю Linux от
многого становится не по себе.

На примере того же GNOME.

1) Abiword не поддерживает таблицы. Раз не поддерживает таблицы,
значит анализ табличных данных и plotting автоматически невозможен.
Корпоративный клиент "в дауне"; начинает смотреть в сторону OOo.

2) MrProject тоже пока не способен делать plotting. А ведь на моей
памяти было обращение в рассылку с просьбой подсказать систему
управления проектами под Linux, которая могла бы строить определённые
аналитические графики. MrProject + Python&Guppi - и проблема решена.
Но MrProject не знает о Guppi, а то был бы поучительный прецедент
перевода управления проектами на Linux.

3) Gnumeric - одна из наиболее удачных софтин. Лучше остальных
понимает Bonobo, позволяет писать свои функции и аналитические модули
на Python, но ... полностью не скриптуется. Корпоративный клиент снова
"в дауне". Заменить скриптуемые электронные таблицы можно только
следующей цепочкой:

реляционная база данных + (Python + Python Numerical)/Perl/Schema +
Guppi/Gnuplot

После ввода такой цепочки в эксплуатацию 90% сотрудников можно
увольнять как недееспособных. Преувеличиваю, конечно, но не сильно.
Организовывать спецкурсы может себе позволить только достаточно
крупная компания.

В общем, Linux на корпоративном сервере - это реальная возможность
сегодня, а вот аналога Ximian в России не будет ещё долго.

Не поймите неправильно: я руками и ногами за десктопный Linux. Но на
даннй момент просто невозможно на уровне ПО количественно перекрыть
разработки для Win свободными разработками.

Если вы хорошо представляете себе то ПО, которое используется в
компаниях разных сегментов рынка, то сами прекрасно это понимаете.

Если вы профессионально работаете с мультимедиа, то также прекрасно
это понимаете.

MS Office достаточно легко перекрывается при помощи OpenOffice.

Photoshop, PhotoPaint Pro и др. - при помощи GIMP, хотя и не полностью
(кстати, художников он во многом бы устроил - достаточно полюбоваться
на дизайнерские изыски Тигерта и сотоварищей. Они сейчас под знаменем
Ximian делают шикарные "обои" - можно посмотреть по ссылке где-то на
www.gnome.org. Это действительно НЕЧТО).

Outlook/Outlook Express - при помощи Evolution

Corel Draw - OpenDraw, StarDraw, если не очень сложные рисунки, то
можно и Sketch (я им даже пару баксов кой за что заработал :-)

НО:

MS Project - ???

1C - ???

Groupware - ???

Вот вам и приоритеты.

Сейчас первоочередная задача - создавать вокруг наиболее перспективных
разработок команду постоянных разработчиков, которые будут не только
активно развивать свой проект и контактировать с компаниями класса
RedHat, Mandrake и SUSE и ALT Linux :), но и создавать КОММЕРЧЕСКИЕ
РЕШЕНИЯ на основе своих продуктов, поскольку заработать на поддержке,
как показывает печальный опыт Eazel, нереально. Но до того нужно
продукты ещё довести до юзабельного состояния.

В общем, нужны примеры удачных коммерческих решений на основе Linux.
Когда они будут - надо освещать их в прессе, и чем обстоятельнее, тем
лучше - с цифрами, статистическим выкладками и пр.

Awfully sorry за сумбур. Накипело.

Александр