[mdk-re] Re: [JT] [FLAME] МХО о Линукс

Вс Ноя 4 22:11:35 MSK 2001

Hello Romul,

Sunday, November 04, 2001, 2:45:44 PM, you wrote:

R> И реально при всей свободе и открытости софта под Линукс мало!

[skip]

R>   При этом посмотрите, что делают активисты Open source они кричат -
R>   "БАЙКОТИРУЙТЕ ПРОДУКТЫ МАЙКРОСОФТ, используйте бесплатный софт!"

Мне кажется, у Вас перемешаны пять или даже шесть различных вещей:

1) "Коммерческое"/"некоммерческое". Это относится к мотивации
    участника разработки и, в общем случае, не имеет отношения ни к
    модели разработки, ни модели лицензирования.

    "Коммерческое" означает, что участник проекта (программист,
    менеджер, художник, технический автор, уборщица, вытирающая им
    стол и т.п.) мотивированы, по крайней мере, частично, денежным
    вознаграждением.

    Значительная часть свободного софта традиционно разрабатывается в
    коммерческом режиме. Например, большинство разработчиков XFree86
    делали это в рамках исполнения своих рабочих обязанностей (или
    отработки академических грантов, что тоже, в своем роде, форма
    коммерческого контракта).

    Сегодня, как мне кажется, доля "коммерческой" разработки растет. И
    это замечательно.

2) "Бесплатное"/"небесплатное". Это вообще странный момент, поскольку,
   на самом деле, ничего бесплатного не бывает: и разработка, и
   использование софта _всегда_ связаны с определенными затратами
   (хотя и не всегда монетарными). Свободный софт "бесплатен" только в
   том смысле, что пользователь не платит за лицензию, но лицензионные
   отчисления и на стороне использования, и на стороне разработки (за
   исключением нескольких узких сегментов) составляют настолько
   незначительную долю экономики профессии, что ее можно просто
   проигнорировать.

3) Доступность/скрытость исходных текстов.

   Публикация исходных текстов не делает софт свободным. Это само по
   себе позитивно (прежде всего, в плане безопасности), но решает лишь
   малую часть проблем.

4) Централизованная/децентрализованная модель разработки.

   Значительная часть свободного софта разрабатывается
   централизованно, и "базара" вокруг проектов не возникает.

   В то же время, элементы децентрализации используются и менеджерами
   разработки несвободного софта (Sun со своим "Солярисом", VitaNuova
   и т.п.

5) Моноплатформенность/мультиплатформенность. По большому счету это
   вопрос методики разработки - от нее зависит маргинальная стоимость
   поддержки очередной платформы разработчиком.

6) Свобода/несвобода. Это модель лицензирования - прежде всего
   экономическая (и философская, может быть) категория, она связана с
   защитой инвестиций на стороне использования. Это огромная часть
   ТСО, остающаяся скрытой при применении популярных методик ее
   оценки.

Плохая новость заключается в том, что те из перечисленных Вами
затруднений, которые реально имеют место быть, представляют собой
гораздо более сложные проблемы, чем может показаться на первый взгляд
(примеры нужны?).

Хорошая новость - в том, что степеней свободы для их решения - тоже
гораздо больше, чем кажется :)

Спасибо,

--
-- Maksim